Розничные цены в Армении стабильностью особо не отличались, однако то, что сейчас творится в розничной торговой сети, иначе, чем вакханалией, назвать трудно. Почти каждый Божий день на товарах в магазинах появляется новый ценник, с обозначением на нем очередной цены. Причем редко бывает, когда цены снижаются, в подавляющем большинстве своем наблюдается как раз их рост.
Государственная комиссия по защите экономической конкуренции уже длительное время проводит мониторинг цен на важнейшие продукты питания. Результаты говорят сами за себя. К примеру, за период со 2 по 17 августа текущего года, то есть всего лишь за полмесяца, в одном из супермаркетов торговой сети «Ереван Сити» цены возросли по 28 товарам из примерно сотни изучаемых. К тому же надо учесть, что по отдельным товарам цены за этот период подскочили аж в два этапа (масло растительное, мука).
Рост цен в отмеченной сети наблюдался по таким продуктам, как сыр «Лори» (с 1499 драмов до 1600 драмов за 1 килограмм), куриные окорочка (соответственно 839 и 845 драмов), по маслу растительному (с 599 до 649 драмов за 1 литр) и так далее, и тому подобное.
Рост цен вроде бы не столь значительный, однако в результате их совокупного воздействия ощутимо увеличивается и без того непомерное бремя расходов для необеспеченных семей. Общая реальная платежеспособность населения падает, чему свидетельством является динамика продажи потребительских товаров. Напомним, что в январе-июле текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, физический объем розничного товарооборота страны практически остался на том же уровне. Данный факт в условиях сравнительно низкого уровня потребления товаров населением республики, служит тревожным сигналом.
Мониторинг, естественно, не самоцель, и должен служить основой для пресечения необоснованного повышения цен торговыми предприятиями. Однако цены беспрепятственно растут почти ежедневно. По всей видимости, проблема состоит в том, какие конкретно инструменты используются Государственной комиссией по защите экономической конкуренции для выявления необоснованного роста цен и борьбы с этим.
Априори предполагается, что розничная торговля представляет собой конкурентный сегмент потребительского рынка, и цены там формируются свободно. То есть определяются соотношением «спрос-предложение». В действительности же на ряде товарных рынков имеются монополии, или же компании с доминирующим положением. Помимо этого, супермаркеты занимают немалый удельный вес в розничной торговле столицы, позволяющий влиять на динамику цен. К тому же за последние годы наблюдается слияние оптового и розничного звеньев торговли, что еще более повышает риски манипуляций с ценами. Небольшие же магазины имеют свои методы получения дополнительного навара. Цена на какой-то ходовой продукт питания искусственно повышается, на «какие-то» 5-10 драмов, и, когда посетители привыкают к подорожанию, то через некоторое время подобный эксперимент проделывается в очередной раз. Бороться с этим распространенным явлением трудновато, но вполне возможно – посредством тех же супермаркетов. Обеспечение в последних экономически обоснованных цен послужит сдерживающим фактором для роста цен во всей розничной торговой сети, особенно столицы страны.
Теперь, когда тотальный рост цен грозит вполне предсказуемыми последствиями для сотен тысяч семей, единственным выходом из создавшегося положения являются кардинальные перемены в государственной политике регулирования потребительского рынка.
Во-первых, социально оправдано установление максимальной нормы рентабельности по ряду важнейших товаров: хлеб, растительное и сливочное масло, сахар и молокопродукты. То есть тех товаров, по которым эффективное регулирование цен, в отличие от сельскохозяйственной продукции, возможно со стороны соответствующих государственных органов.
Во-вторых, особую актуальность приобретает вопрос дифференциации налога на добавленную стоимость (НДС), как это практикуется во многих развитых странах. У нас единая ставка НДС, которая ставит в равные условия все товары, вне зависимости от степени их социальной значимости. Между тем, снижение ставок данного налога по товарам массового спроса (важнейшие продукты питания, непродовольственные товары первой необходимости) позволит несколько снизить их цены, что немаловажно для необеспеченных слоев населения. Убытки же, понесенные вследствие этого государственным бюджетом, могут быть компенсированы увеличением ставок НДС по другим товарам.
Альберт Хачатрян