Эксклюзивное интервью руководителя отдела политических исследований Института Кавказа Сергея Минасяна информационному агентству «Новости-Армения».
«Новости-Армения» — Г-н Минасян, президент РФ Дмитрий Медведев по итогам саммита ОДКБ в Ереване говорил о том, что уроки событий в Киргизии подталкивают страны-члены Организации к тому, чтобы сделать механизм принятия решений более эффективным. Какие изменения в уставных документах, на Ваш взгляд, возможно, будут разработаны и рассмотрены на очередном саммите ОДКБ в декабре в Москве?
С.Минасян – В принципе, когда говорится о событиях в Киргизии, этот как раз тот случай, когда не всегда аналогии можно полностью применить к нашему региону. Проблема в том, что в Киргизии имела место дестабилизация внутриполитической ситуации, а не внешняя агрессия со стороны иного государства, не входящего в ОДКБ.
Поэтому зеркальной аналогии не может быть, и зачастую те из комментариев, которые утверждают, что события в Киргизии были неким примером несостоятельности ОДКБ, не выдерживают критики в том смысле, что ОДКБ – это военно-политическая организация, созданная и функционирующая преимущественно против внешней военной агрессии. Теоретически необходимость реализации механизмов ОДКБ для защиты какого-то государства от внешней агрессии могла быть только в августе 2008 года (Пятидневная война в Грузии – «Новости-Армения»), однако, я не думаю, что в тот момент Россия нуждалась в какой-то помощи со стороны Таджикистана, Киргизии или какой-то иной страны блока.
Тем не менее, мне кажется, что нужна выработка нового алгоритма принятия решений в случае каких-то форс-мажорных или кризисных ситуаций. С одной стороны, есть формат КСОР, однако нужен также некий алгоритм реализации положений о взаимной обороне, который мог бы действовать оперативно в ближайшее время после возникновения форс-мажорной ситуации. Я думаю, что именно эти вопросы и обсуждались в ходе саммита, и по ним секретариатом ОДКБ, видимо, будут приняты какие-то изменения или поправки.
«Новости-Армения» — Что дает подписание соглашения о продлении присутствия российской военной базы в Армении странам региона?
С.Минасян – В отличие от предыдущей редакции документа о функционировании российской военной базы в Армении, российские военные базы будут использованы не только вдоль периметра границ бывшего Советского Союза. Иными словами, в случае необходимости присутствие российских войск или их дислокация может быть обозначено и на восточных границах Армении, скажем, с Азербайджаном или на нахичеванском направлении.
Кроме этого, неоднократно подчеркивался также военно-технический аспект о том, что Армения будет получать современное вооружение за счет функционирования российской военной базы на ее территории.
Главное, что получает Россия в этом плане – это своеобразная «уверенность в завтрашнем дне» в нашем регионе. Россия пытается по максимуму использовать ту благоприятную политическую ситуацию, которая сложилась в регионе как по результатам Пятидневной войны, так и того, что наш регион и само постсоветское пространство в последнее время как бы выпали из зоны повышенного внимания Соединенных штатов или Евросоюза. Россия пытается это использовать.
Во многом, пролонгация этого договора является намерением России выжать максимум из той ситуации, которая существует сейчас. То, что пролонгация произошла именно сейчас – это попытка использовать благоприятную геополитическую ситуацию для России. Не факт, что такая благоприятная ситуация может быть в регионе через три, пять или шесть лет.
В России также понимают, что сроки функционирования российской базы на территории Армении напрямую увязаны с ее способностями реагировать в случае форс-мажорных обстоятельств. Несмотря на то, что в договоре зафиксирован 49-летний срок, всем очевидно, что если в случае форс-мажора (например, обострения или возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта) база не отреагирует или же Россия не в полной мере выполнит свои военно-политические обязательства перед Арменией, то вполне могут вступить в силу положения Статьи 27 Договора между Арменией и Россией от 1995 г. (оставшиеся в прежней редакции) о функционировании российской военной базы, которые предусматривают возможный порядок ликвидации и прекращения нахождения российской базы на территории Армении.
Ведь главным фактором получения согласия Армении на размещение российской базы в 1995 г., т.е. после завершения военной фазы карабахского конфликта, было именно получение четких механизмов и гарантий по обеспечению военной безопасности Армении со стороны России. Если же вдруг этого не произойдет, то лишается смысла сам факт нахождения российской военной базы на территории Армении. Однако, я уверен, что военно-политическое руководство России в полной мере осознает это обстоятельство и очень серьезно относится к своим обязательствам в сфере безопасности перед своими союзниками. Кстати, именно поэтому российская сторона в последнее время начала делать все более жесткие заявления о недопустимости военных развитий в регионе.
Что касается стран региона, понятно, что не все они отнеслись к этим изменениям с большим энтузиазмом, поскольку для одной стороны по понятным психологическим причинам все, что связано с Россией, вызывает озабоченность. Речь идет о Грузии.
А касательно другой страны (Азербайджана – «Новости-Армения»), я думаю, что разочарование будет и это уже проскальзывает в прессе и заявлениях азербайджанских политиков, поскольку Россия, фактически, выступает более конкретным гарантом невозобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта, чем это было до этого. Я думаю, что для Азербайджана это является очень неприятным фактом, и сейчас азербайджанские официальные лица по возможности будут пытаться выбирать выражения и не делать, как сказал президент Медведев, чересчур «эмоциональных выступлений». Понятно, о чем шла речь.
«Новости-Армения» — Армения однозначно заявляет, что статус российской военной базы в Армении изменился, а функции расширены, в то время как российская сторона устами высокопоставленных чиновников говорит о том, что статус остался неизменным. На Ваш взгляд, изменился ли статус базы в связи с подписанием договора о пролонгации?
С.Минасян – В принципе, в том, что сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, есть очень много справедливого. Формально те обязательства, которые брала на себя Россия как по самому факту функционирования базы, так и в рамках «большого» договора между Арменией и Россией, а также обязательств России по ОДКБ перед своими союзником Арменией, предполагают, что в случае любой военной агрессии Россия должна будет в полном объеме выполнить свои обязательства по взаимной обороне и обеспечению безопасности Армении.
Также понятно, что российская военная база в Армении должна не столько обеспечивать безопасность России, сколько выполнять обеспечение российского геополитического присутствия в регионе и отвечает за внешнеполитические интересы России.
С другой стороны понятно, что в этом документе есть большая конкретизация функций с упором на азербайджанское направление, называя вещи своими именами. Ясно, что Лавров, как один из руководителей государства-посредника Минской группы, пытается, сохраняя приоритетный уровень союзнических отношений, выбирать определения, что бы не отторгнуть и также и Азербайджан.
Так что формально господин Лавров отчасти прав, но при этом одновременно некоторые его формулировки вполне справедливо можно интерпретировать также, как это делают армянские политики и дипломаты. Ведь в конце концов, есть также текст того самого Протокола №5, где четко написано, что функциональный и географический охват российской военной базы расширяется.
«Новости-Армения» — По итогам визита президента России в Армению среди прочих документов был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области создания на армянской территории сертифицированных сервисных центров и совместных предприятий по ремонту и техобслуживанию вооружения и военной техники. На Ваш взгляд, возможно ли, что этим СП будут выпускаться какие-либо виды вооружений?
С.Минасян – Я не могу точно говорить, какие конкретно виды вооружений будут производиться. Я считаю, что в основном, будет проводиться модернизация и усовершенствование той номенклатуры вооружения и военной техники, которая есть в Армении, а не только производство окончательных видов вооружения.
Но, в то же время, исходя из опыта армянского ВПК советского периода, можно сказать, что упор будет сделан на ремонт бронетехники, артиллерийского и стрелкового оружия, возможно, также производства боеприпасов. Очень важным сегментом станут системы ПВО, поскольку в этой сфере армянские предприятия еще в советское время занимали одни из лидирующих позиций.
«Новости-Армения» — Есть ли какая-либо реакция на пролонгацию договора о базе со стороны Ирана и Турции?
С.Минасян – Не будучи иранистом, я не следил за отголосками в иранской прессе, однако исходя из геополитических реальностей, я не думаю, что Иран был бы против этого факта.
Что касается Турции, то недавний визит Гюля в Азербайджан, и его попытки максимально дистанцироваться от внесения некой напряженности или противопоставления между Россией и Турцией в нашем регионе, говорят о том, что Турция максимально не заинтересована в новом витке противостояния с Россией.
Понятно, что Турции не очень-то приятен факт усиления Россией своего военного присутствия на Южном Кавказе, но с другой стороны, я не думаю, что Турция заинтересована в новой конфронтации в регионе. Вряд ли можно утверждать о том, что она заинтересована в каких-то дальнейших шагах в нашем регионе в ответ на заключение этого договора.
Источник: АМИ «Новости-Армения»