Состоявшийся 19-21 августа государственный визит президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Армению, а также проведение неформального саммита ОДКБ в Ереване являются основной темой политических обсуждений в Армении в течение последней недели. Не исключением стал и видеомост Москва-Ереван, участвовавшие в котором политологи и эксперты рассмотрели широкий спектр вопросов, касающихся этих двух значимых событий.
Новый уровень армяно-российских отношений
Ньюсмейкеры не преминули подчеркнуть перевод армяно-российских отношений на новый уровень, что поспособствует укреплению общей безопасности на Южном Кавказе и обеспечению сбалансированности для всех игроков в регионе.
Так, член парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Эрмине Нагдалян отметила, что визит Медведева в Армению позволил обеим странам укрепить союзнические отношения и еще более аргументировано заявить о том, что «Россия и Армения – это серьезные и солидные партнеры, и наши взаимоотношения развиваются на уровне равнозначного партнерства».
Заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев в этой связи отметил, что российско-армянское сотрудничество должно выходить за рамки сугубо двухстороннего и должно постепенно вовлекать третьи страны.
«Мне представляется, что это возможно сделать только в условиях исключения малейшего риска возобновления военных действий (в зоне карабахского конфликта), поскольку возобновление военных действий может привести «к действительно непредсказуемым последствиям», — сказал он.
Карабахский конфликт и Россия
Директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Владимир Захаров напомнил, что в совместном заявлении президентов Армении и РФ, принятого по итогам госвизита российского лидера в Армению, есть положение о том, что ситуация с решением нагорно-карабахского конфликта должна идти мирным путем.
«Это вызов, который Россия на официальном уровне сделала Азербайджану, который постоянно потрясает воздух призывами к тому, что они начнут военные действия в самое ближайшее время и, так или иначе, вернут Карабах себе», — сказал он.
Акцент на мирном урегулирование конфликта сделал также и Арешев, сказавший, что визит Медведева в Армении позволит утихомирить страсти и дать понять заинтересованным сторонам, что нужно продолжать его мирное урегулирование. При этом он убежден, что другой альтернативы продолжению переговорному процессу, кроме известных широкой общественности Мадридских принципов, не существует.
Тему карабахского конфликта продолжил руководитель отдела политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян, который утверждает, что возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта в обозримом будущем не будет. Это, по его мнению, будет самоубийством для той страны, которая их развяжет.
В тоже время, по его словам, всем – и в Москве, и в Ереване очевидно, что если действительно начнутся, гипотетически, военные действия в зоне карабахского конфликта, то Россия не может остаться в стороне, ибо политические последствия не оказания помощи своему союзнику – Армении, будут слишком высоки, в том числе, и для самих национальных интересов РФ.
«Можно сказать, что если российская военная база не отреагирует, как минимум, на боевые действия на армяно-азербайджанской границе, тогда будет очевиден конец функционирования российской военной базы. Именно тот факт, что Медведев неоднократно в своих выступлениях и в контактах со своими азербайджанскими коллегами подчеркивал необходимость сохранения мира, что Россия меньше всего хочет своего участия в военных действиях в зоне карабахского конфликта, свидетельствует о том, что Россия очень хорошо понимает цену мира в нашем регионе», — подчеркнул он.
Российская база в Армении как гарант безопасности в регионе
Особого внимания участников видеомоста удостоился подписанный армяно-российский протокол о внесении изменений в двусторонний договор о российской военной базе в Гюмри от 1995 года, касающийся продления срока его действия. Срок действия договора составлял 25 лет, теперь документ будет действовать 49 лет (начиная с 1995 года).
Директор Армянского филиала Института стран СНГ, политолог Александр Маркаров считает, что факт подписания этого документа необходимо рассматривать не только сугубо в рамках военного сотрудничества между РФ и Арменией, но и в рамках региональной стабильности и безопасности.
По его словам, произошли некоторые изменения функциональных обязанностей вооруженных сил на территории данной базы, и они уже отвечают не только за безопасность границы бывшего Советского Союза, как это было раньше. Расширяются сферы географической и стратегической ответственности данной дислоцированной части. «Произошла формализация неформальных отношений», — сказал он.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин по этому поводу отметил, что изменение не только сроков, но и целей и задач присутствия российской военной базы на армянской территории является взаимоважным для России и Армении, а также поспособствует укреплению мирного характера отношений в кавказском регионе в целом.
Сергей Минасян придерживается мнения о том, что протокол о функционировании российской военной базы в Армении дает ей возможность рассчитывать на конкретное военное содействие со стороны российской военной базы в случае, если возобновятся военные действия в зоне карабахского конфликта.
«Иными словами, Армения может рассчитывать на то, что российские войска могут быть в случае необходимости и форс-мажорных обстоятельств дислоцированы на северо-восточной границе Армении с Азербайджаном или на нахичеванском направлении», — сказал он.
При этом он напомнил слова главы российского государства о том, что для России очень важно сохранить мир, и в то же время Россия является гарантом своих обязательств перед своим союзником Арменией — членом ОДКБ.
Механизмы кризисного реагирования ОДКБ
Ньюсмейкеры обсудили также эффективность механизмов кризисного реагирования ОДКБ – вопрос, который входил в основную повестку неформального саммита в Ереване. По мнению Маркарова, консенсусный принцип принятие решений, который закреплен в ОДКБ, в определенной мере может затормозить оперативное принятие решений.
«Соответственно, одним из возможных выходов из ситуации является изменение правил игры. С одной стороны – это изменение правил внутри ОДКБ, о чем, возможно, речь будет идти уже в декабре в рамках следующего заседания», — считает он. В качестве второго варианта политолог указал на уточнение функций Коллективных сил оперативного реагирования, как возможного источника обеспечения безопасности в случае изменения ситуации в той или иной стране.
Минасян по этому поводу добавил, что формат КСОР достаточно оперативны, и хотя для принятия решений нужен некий консенсус, однако очевидно, что любой форс-мажор внешней агрессии вряд ли будет поставлен под сомнение главами государств.
«Основная движущая сила КСОР и ОДКБ – Россия, технически присутствует в нашем регионе и может реагировать и формате ОДКБ и двухстороннего сотрудничества с Арменией на любые угрозы внешнего характера для государства-члена этой организации», — сказал он.
Источник: АМИ «Новости-Армения»