«Сегодняшняя роль Азербайджана в иранском вопросе будет непонятна, если не принять во внимание еще один фактор – армянский. Существенно ограничивающий возможности официального Баку», — считает академик РАН и заведующий Сектором Кавказа московского Института этнологии и антропологии Сергей Арутюнов.
«Согласно иранской имперской традиции, Азербайджан – это просто часть Ирана. (Этнических азербайджанцев в Иране, по разным оценкам, от семнадцати до двадцати семи миллионов). Иранские власти всегда ожидали оттуда какой-то поддержки иранско-азербайджанских сепаратистов, и порой такие опасения оказывались небезосновательными», — заявил эксперт. Существенно и другое: «Не забудем, – констатирует российский этнолог, – что у Ирана очень хорошие отношения с Арменией; более того, Армения – это единственный сосед Ирана, с которым у него действительно хорошие отношения».
«Да и Армении Иран нужен, нужен как отдушина. Через Иран можно многое получить извне».
А как же главный аргумент – Нагорный Карабах?
Сергей Арутюнов находит этот аргумент неубедительным. «Нет в мире такой силы, которая могла бы предложить такой обмен: вы нам – то-то, а мы вам – Карабах. Нет силы, у которой в кармане лежали бы ключи от Карабаха». «Я не раскрою военную тайну, – продолжает Арутюнов, – мне это очень открыто говорили несколько лет назад в генштабе Армении: армянские, или карабахские батареи, расположенные на высотах хребта, образующего естественную северную границу Нагорного Карабаха, находятся в сорока километрах от Мингечаурской плотины. Один залп по Мингечаурской плотине – и центральный Азербайджан просто смывает в море…», — заявил ученый.
Сегодня ирано-армянские связи укрепляются не только на государственном уровне. «Множество иранских граждан, причем, не только армян, приобретают в Армении недвижимость. В самом деле, почему не купить кусок земли или домик в одном из верхних районов Еревана?. . Растет торговля. Приезжают бизнесмены. И любопытно, что среди них немало иранских азербайджанцев, которых жители Армении четко отличают от бакинских или нахичеванских», — заключил академик РАН и заведующий Сектором Кавказа московского Института этнологии и антропологии Сергей Арутюнов.