Эксперименты с сельским хозяйством могут привести к довольно тяжким последствиям, за которые придется расплачиваться долгие годы и даже десятилетия.
Это прописная истина, и ею в первую очередь должны руководствоваться чиновники, ответственные за развитие этой важнейшей сферы экономики страны. Однако кое-какие противоречия в политике Минсельхоза заставляют усомниться в этом.
Недавно это ведомство, в лице заместителя министра Самвела Галстяна, всенародно объявило о том, что производство пшеницы является в Армении приоритетным направлением. Однако, в противоречие политике правительства, в стране площади под зерновые, начиная с 2003 года, сократились примерно на 50 тыс. гектаров (что для Армении немалая величина). Поэтому, исходя из стратегических целей, подстегнутых недавними событиями на мировом рынке зерновых, намечается возвратиться к исходной точке. То есть площади под зерновые с нынешних 82,5 тыс. гектаров вернутся к 130,0 тыс. гектаров. Однако каким именно способом предполагается за считанные годы реализовать столь масштабный план, пока не сообщается.
В принципе имеются два варианта – расширить площади под зерновые за счет неиспользуемых в настоящее время земель (а таковых предостаточно!), или же на ныне обрабатываемых землях заменить пшеницей другие культуры.
При варианте ввода в строй не используемых ныне сельскохозяйственных земель возникает масса проблем, связанных с механизацией работ. Если не будет обновлен парк сельскохозяйственной техники, то навряд ли наши фермеры справятся с дополнительной физической нагрузкой. Между тем состояние этой самой сельскохозяйственной техники оставляет желать намного лучшего. К примеру, из всех наличных тракторов в отрасли лишь около 5% находятся в пределах срока эксплуатации, остальные безнадежно устарели. Ведь рядовой фермер не в состоянии приобрести даже мини-трактор, стоимостью «всего лишь» в несколько тысяч долларов, не то что дорогостоящий мощный трактор! Отступая от темы, укажем, что решение вопроса механизации сельскохозяйственных работ застряло по причине обособленности хозяйств. О кооперации фермеров говорилось годами, однако ничего практически не сделано.
При втором же варианте ставится под вопрос сама целесообразность замены других культур растениеводства зерновыми культурами. Отметим, что в силу специфики сельского хозяйства Армении уровень товарности зерновых в стране довольно низкий. Так, по данным за прошлый год, товарность зерновых (включая бобовые) составляла лишь 25,5%, причем собственно на продажу пошло 15,5%. Для сравнения: показатель товарности продукции по овощам был в кратных размерах выше – 74,1%. Намного выше по овощам был и показатель продажи — 68,4%. Урожайность с 1 гектара по зерновым составляет около 22-24 центнеров, а по овощам – свыше 327 центнеров. Существенные различия имеются и в розничных ценах на эту продукцию. Приведенные выше показатели, в силу своей явной очевидности, в комментариях не нуждаются.
Исходя из этих факторов, неясно, как можно убедить наших фермеров заменить «выгодные» овощи на «невыгодные» зерновые…Но, не будем забывать, что в лице сельских старост правительство имеет мощный аппарат воздействия на упрямцев!
Противоречия же политики Минсельхоза состоят в следующем. Многострадальной программой «Вызовы тысячелетия – Армения», наряду с прочим, была намечена цель замены зерновых на… виноград и овощи! Удивительна не сама цель программы, которая имеет здравый смысл, а то, что в разработке проекта принимали участие и специалисты Минсельхоза. Выходит, что одни и те же специалисты выдвигают одновременно два взаимоисключающих приоритета…
Альберт Хачатрян