То, что творится с ценами в Армении, можно назвать армянским феноменом. Вопрос не только в ценовых изменениях в последние 10 дней, вопрос в самом явлении: почему армянский частный бизнес имеет такую сильную склонность к повышению цен? Конечно, самым легким решением является «наезд» на олигополию, и это оправдано, однако наши олигополии имеют крепкий иммунитет против таких «наездов». Однако существуют и объективные причины. Армянский рынок маленький, следовательно, продовольственные запасы магазинов и компаний тоже небольшие. Когда начинается ажиотаж, армянские домохозяйки начинают чистить полки магазинов, покупая все подряд. Это традиция, оставшаяся с советских времен, когда самой лучшей борьбой с продовольственным дефицитом являлось скопление продуктовых запасов дома. В рыночных условиях этот закон не должен был действовать, но армянские домохозяйки продолжают не доверять ни рынку, ни Правительству. Они начинают делать ненужные оптовые покупки, после чего начинается временный дефицит на розничном рынке. Отсюда и возникает желание хозяев торговых точек повышать цены даже в том случае, когда оптовый поставщик не меняет цены. Самым интересным является то, что домохозяйки не доверяют заявлениям Центрального банка или Правительства Армении. Например, Правительство заявляет, что на рынке нет дефицита на зерно, или на муку, и возможно это действительно так, однако люди продолжают покупать их в большом количестве и хранить дома. Государственные институты так часто дают неверную информацию, что даже если Правительство говорит правду, ему продолжают не верить. Здесь необходимо вспомнить слова главного героя комедии Демитруса Псафасе «Требуется лжец» Теодороса: «Единственный раз в жизни сказал правду, но не поверили». Так и армянское Правительство находится в роли Теодороса. В свою очередь армянский бизнес заражен странной болезнью – работать при высоких ценах при маленьком обороте. Это является менталитетом армянского бизнеса. Это объективное следствие маленького рынка, но это свидетельствует также об ограниченном мировоззрении бизнесменов. Этот менталитет настолько закостенел, что даже в условиях многочисленных игроков на рынке осуществляются антимонопольные договоры. Свидетелем этого являются процессы на рынке медикаментов и хлеба. Конечно, главная причина ценовых аномалий носит системный характер и является следствием ограниченности конкурентной среды. Усиление конкуренции приводит к справедливой ценовой политике даже на олигопольном поле, что произошло на рынке куриных яиц. Основным недостатком армянского Правительства является то, что оно не в состоянии обеспечивать равные условия конкуренции. Наоборот, чиновники настолько вовлечены в бизнес, что административный аппарат своим весом давит на конкуренцию. Но даже в условиях системного кризиса необходимо искоренить экстремальные проявления. Речь идет о деятельности крупнейшего многопрофильного концерна «Алекс Григ», который принадлежит депутату армянского парламента Самвелу Алексаняну. В любую сферу, в какую входит концерн создается олигополия, уголовная ситуация и экстремальные ценовые аномалии. Так происходит на рынке муки, сахарного песка, масла, медикаментов, водки, этилового спирта. Комиссия по защите экономической конкуренции взимает больше всего штрафов именно у этой компании. Но концерн такой мощный, что система действующих наказаний не в состоянии справиться с ним. В лучшем случае Правительство достигает краткосрочных результатов. Скорее всего, борьба за стабилизацию цен должна начаться с этого концерна, как это делается в США. Только после этого на продуктовых рынках ценовые аномалии сократятся, а то депутат ставит под угрозу продовольственную безопасность Армении.
Самвел Авагян