NEWS.am приводит статью Аманды Пол, опубликованную в турецкой «Today’s Zaman», с некоторыми сокращениями:
Южный Кавказ находится на перепутье региональных инициатив ЕС, в том числе Европейской политики соседства, «Восточного партнерства», «Черноморской синергии» и Стратегии в Центральной Азии.
Хотя регион приобретает все большее геостратегическое значение, он является также одним из самых хрупких соседей ЕС, сталкивающимся с серьезными проблемами, в том числе с замороженными конфликтами, экономической отсталостью, коррупцией и слабым верховенством закона. К сожалению, региону постоянно уделяется недостаточное внимание со стороны ЕС, который продолжает проявлять равнодушный подход без серьезной стратегии.
Ответственность по отношению к стабильности, безопасности и процветанию Южного Кавказа и его граждан должны проявляться как самими странами, так и ЕС. В настоящее время рычаги ЕС ограничены, так как нет общей политической точки зрения в отношении этого региона. Ответственные лица Европы, принимающие решения, по-прежнему недооценивают опасности, исходящие от угроз безопасности, хотя о них долгое время говорили неправительственные организации и другие, в том числе совсем недавно Европейский парламент. В резолюции ЕС по Южному Кавказу, принятой в мае 2010 г., было рекомендовано, чтобы ЕС усилил свое присутствие, в том числе в разрешении замороженных конфликтов. Хотя эти конфликты не являются единственной проблемой, с которой приходится сталкиваться ЕС, они, без сомнения, являются главным препятствием на пути преобразований в регионе.
ЕС непоследователен, и многие его мессиджи нечеткие и запутанные. С одной стороны, ЕС признает, что для достижения своих целей он должен предложить больше «подсластителей». Отсюда и решение начать процесс переговоров по соглашениям об ассоциации с Арменией, Азербайджаном и Грузией, которые направлены на укрепление политических и экономических связей.
Однако в то же время лишь несколько недель назад представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон заявила, что она планирует отказаться от специальных представителей Евросоюза на Южном Кавказе и в Молдове. Это, похоже, довольно поспешное решение, над которым много не думали, как оно будет воспринято странами региона. Однако, учитывая, что это решение должно быть принято государствами-членами единогласно, оно еще не принято окончательно. Но мандаты были продлены еще на шесть месяцев.
И в то время как ЕС, по крайней мере, вовлечен в Женевский процесс в Грузии, он не играет никакой роли в самом опасном конфликте в регионе между Арменией и Азербайджаном из-за области Нагорного Карабаха (за исключением Франции, которая является одним из 3 посредников в мирных переговорах). Рано или поздно ЕС должен будет играть более важную роль, как на постдейтонских Балканах. Поэтому, более логичным для ЕС кажется вовлечься в это раньше, чем позже.
Кроме того, резолюция Европарламента по Южному Кавказу содержит призыв о присутствии ЕС на территории Карабаха, особенно на линии соприкосновения, отмечая, что это в значительной степени снизит риск нарушения режима прекращения огня и возобновления конфликта. В действительности же, будет чрезвычайно трудно достичь этого с учетом того, что Армения и Азербайджан до сих пор в состоянии войны. Кроме того, вероятно, что русские будут возражать против этого, настаивая на своем присутствии с такой миссией.