Могут ли санкции против Ирана отразиться на армяно-иранских экономических связях? В прошлом против Ирана также применялось множество санкций, но они не повлияли напрямую на армяно-иранские экономические связи.
Исключением явилась лишь сфера информационных технологий, где Евросоюз заставил Армению ужесточить экспорт товаров двойного назначения, чтобы технологичные товары армянского производства не оказались в Иране, а также, чтобы Армения не превратилась в транзитную страну для ввоза высокотехнологичных товаров в страну. Для того, чтобы пояснить, до чего дошло это «ужесточение», отметим, что в Армении в список товаров двойного назначения (товары, которые могут быть использованы и в мирных, и военных целях) были внесены даже обычные компьютеры. Эти ограничения серьезно пошатнули развитие IT-отрасли в Армении, однако внешнее давление было более сильным, чем способность отстаивать собственные интересы. Однако Иран и Армения нашли новые области для сотрудничества, в первую очередь в энергетической сфере. Был построен газопровод Иран-Армения, несколько крупных проектов находятся в процессе исполнения или в стадии разработки, такие как строительство ГЭС в Мегри, трубопровод для транспортировки нефтепродуктов, высоковольтная линия передач, железная дорога Армения-Иран. Новые санкции Евросоюза, беспрецедентные по своим масштабам, вступают в силу с 27 октября и направлены именно на энергетический сектор Ирана. В частности, вводится запрет на поставку Ирану таких технологий, которые применяются в добыче нефти и газа. Как известно, сфера добычи нефти и газа в Иране нуждается в серьезном обновлении. Поскольку Евросоюз не угрожает странам-союзникам Ирана, есть надежда, что армяно-иранское энергетическое сотрудничество не пострадает. Более того, заинтересованность Ирана в углублении энергетической интеграции с Арменией все возрастает. Вопрос лишь в том, профинансирует ли Иран эти программы, поскольку Армения не имеет таких возможностей. Другое направление антииранских санкций касается финансового института. Еще 9 июня в санкциях, объявленных Советом безопасности ООН, содержался призыв ко всем странам проявлять бдительность относительно всех переводов, осуществленных с помощью иранских банков. Кроме того, ООН обратилась к странам-членам с призывом предпринять соответствующие меры для предотвращения возникновения филиалов иранских институтов на их территориях. В Армении, как известно, действует банк «Меллат», который оперирует иранским государственным капиталом. Его активы составляют 16,2 млрд. драмов (около $45 млн.). Это, конечно, не тот масштаб, который может угрожать ядерной безопасности Европы и США. Основная задача «Меллата» — обслуживание счетов иранских бизнесменов, действующих в Армении. Не будем забывать, что 30% из 3700 компаний, основанных в Армении, являются армяно-иранскими совместными предприятиями, несмотря на то, что значительная часть из них не действует. Суть финансовых санкций Евросоюза не в запрете, а в том, чтобы финансовые сделки иранских компаний жестко регулировались в европейских банках. Итак, перевод на сумму более 10 тыс. евро должен иметь под собой объяснительное, а для перевода, сумма которого превзойдет 40 тыс. евро, потребуется специальное разрешение властей. Это ограничение, естественно, распространяется и на действующий в Армении банк «Меллат». Нам неизвестно, насколько активно банк «Меллат» пользуется услугами европейских банков, однако на банковской системе Армении все это никак не отразится. Следовательно, по идее, санкции ООН и Евросоюза никакого серьезного влияния на экономическую политику Армении оказать не могут.
Самвел Авагян