Заключение Международного Суда ООН является для Министерства иностранных дел НКР лучшей возможностью для укрепления субъектности Нагорно-Карабахской Республики и инициирования процесса признания республики, считает глава общественной организации «Европейская интеграция», политический аналитик Карен Бекарян.
Международный суд ООН 22 июля вынес консультативное заключение, согласно которому самопровозглашение независимости Косово не противоречит нормам международного права. Суд счел, что международное право не содержит какого-либо видимого запрета на провозглашение независимости. «Уже давно пришло время для того, чтобы процесс мирного урегулирования карабахского конфликта и возможного признания Нагорного Карабаха рассматривать как отдельные и параллельно протекающие процессы. Основной функцией МИД НКР на сегодняшний день является укрепление субъектности Нагорно-Карабахской Республики и инициирование хотя бы в десятке стран процесса возможного признания республики, проведение консультаций по данному вопросу», — сказал Бекарян на пресс-конференции во вторник.
По его словам, заключение суда является лучшей возможностью для начала со стороны МИД НКР определенных действий в данном направлении. Бекарян выразил мнение, что не будучи стороной переговоров НКР никак не скованно в своих шагах и инициативах и может использовать все возможности для признания независимости Карабаха в разных странах, используя инициативы в рамках гражданского общества, а также политические платформы для укрепления субъектности республики.
Как считает политолог, заключение суда создало довольно положительный и интересный фон для дальнейших развитий не только для Косово, но и в целом для процесса самоопределения, и это было встречено в армянском обществе с большим воодушевлением. Основной задачей на сегодняшний день, как заметил Бекарян, является то каким образом решение может отразиться на действиях и на поведении государственных органов, гражданского общества.
По словам эксперта не надо, независимо от степени воодушевления забывать, что заключение суда не предполагает каких-либо правовых последствий и ждать после него конкретных действий от международных структур без инициативы с армянской стороны не стоит. Также, по его мнению, следует понимать, что заключение суда является довольно сильным политическим актом.
«Необходимо приветствовать заявления политических сил, президента НКР. Однако в данном контексте непонятно заявление МИД НКР, которое не отвечало на ряд вопросов. В заявлении президента НКР Бако Саакяна говорилось о том, что заключение суда создает дополнительные возможности для республики, и МИД НКР должен был обратиться к конкретным шагам в данном направлении», — заявил Бекарян.
Однако в то же время политолог сказал, что, возможно, со временем программа конкретных действий МИД НКР будет представлена и впоследствии реализована.
Бекарян считает также, что большие возможности открываются и перед армянской парламентской дипломатией, постоянными комиссиями Национального Собрания Армении по внешним сношениям, вопросам евроинтеграции, различными группами дружбы, парламентскими делегациями в международных структурах, межпарламентскими комиссиями. «Благодаря этому комплексу армянская парламентская дипломатия может инициировать процесс начала консультаций с парламентариями дружеских стран по признанию НКР», — сказал Бекарян. Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. А.О.
Источник: АМИ «Новости-Армения»