Армения должна проявить инициативу в вопросе урегулирования карабахского конфликта – эксперт
19 июля 2010, 14:44
Армения, взявшая на себя роль инициатора в процессе нормализации армяно-турецких отношений, и оказавшаяся в выигрышной позиции, может проявить инициативу и в вопросе урегулирования карабахского конфликта, заявил журналистам руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян.
«Очевидно, что в условиях полного отсутствия доверия между Азербайджаном и Арменией, Азербайджаном и Карабахом, решить нагорно-карабахский конфликт невозможно», — сказал Григорян, отметив, что Армения может выступить с инициативой и предложить МГ ОБСЕ, сделать вопрос создания атмосферы толерантности и взаимопонимания между сторонами неотъемлемой частью переговорного процесса.
По мнению Григоряна, если, к примеру, Азербайджан, согласится начать хоть какое-нибудь экономическое сотрудничество с Арменией, это может послужить поводом становления такого доверия.
Кроме того, эксперт отметил, что Ереван может поднять вопрос подписания со стороны Баку под положениями заявления, сделанного в ходе саммита стран большой восьмерки в Канаде главами государств — сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
В заявлении президентов России, США и Франции – Дмитрия Медведева, Барака Обамы и Николя Саркози, в частности, отмечается, что главы государств — сопредседателей МГ ОБСЕ «рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом».
«Если, после подписания документа, Азербайджан отступит от выполнения хотя бы одного из пунктов документа, то страны-сопредседатели МГ ОБСЕ должны обязаться односторонне признать независимость Нагорного Карабаха», — сказал Григорян, отметив, что это общеизвестный механизм урегулирования конфликтов, ранее примененный также в Косово.
По словам эксперта, некоторые опасные для Армении положения содержащиеся в документе, могут быть нейтрализованы именно таким способом.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Армения должна проявить инициативу в вопросе урегулирования карабахского конфликта – эксперт
Армения, взявшая на себя роль инициатора в процессе нормализации армяно-турецких отношений, и оказавшаяся в выигрышной позиции, может проявить инициативу и в вопросе урегулирования карабахского конфликта, заявил журналистам руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян.
«Очевидно, что в условиях полного отсутствия доверия между Азербайджаном и Арменией, Азербайджаном и Карабахом, решить нагорно-карабахский конфликт невозможно», — сказал Григорян, отметив, что Армения может выступить с инициативой и предложить МГ ОБСЕ, сделать вопрос создания атмосферы толерантности и взаимопонимания между сторонами неотъемлемой частью переговорного процесса.
По мнению Григоряна, если, к примеру, Азербайджан, согласится начать хоть какое-нибудь экономическое сотрудничество с Арменией, это может послужить поводом становления такого доверия.
Кроме того, эксперт отметил, что Ереван может поднять вопрос подписания со стороны Баку под положениями заявления, сделанного в ходе саммита стран большой восьмерки в Канаде главами государств — сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
В заявлении президентов России, США и Франции – Дмитрия Медведева, Барака Обамы и Николя Саркози, в частности, отмечается, что главы государств — сопредседателей МГ ОБСЕ «рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом».
«Если, после подписания документа, Азербайджан отступит от выполнения хотя бы одного из пунктов документа, то страны-сопредседатели МГ ОБСЕ должны обязаться односторонне признать независимость Нагорного Карабаха», — сказал Григорян, отметив, что это общеизвестный механизм урегулирования конфликтов, ранее примененный также в Косово.
По словам эксперта, некоторые опасные для Армении положения содержащиеся в документе, могут быть нейтрализованы именно таким способом.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Источник: АМИ «Новости-Армения»