Впервые мадридские принципы были представлены сторонам конфликта в 2007 году, а в 2009 в Аквиле они были впервые опубликованы и приняты армянской и азербайджанской сторонами в качестве основы для дальнейших переговоров. Это означает, что основные опубликованные пункты изменениям не подлежат. Стороны же на основе взаимных компромиссов могут согласовывать лишь сроки и способы их осуществления.
Стержнем переговоров является окончательный статус Нагорного Карабаха, который, согласно опубликованным принципам, должен быть определен путем юридически обязывающего свободного волеизъявления народа Нагорного Карабаха (условно назовем его референдумом). Окончательный статус Карабаха зависит от того, кто будет принимать участие в референдуме.
В августе 2009 года уже бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза на пресс-конференции в Армении заявил, что «в ходе референдума по статусу Нагорного Карабаха будет сохранена пропорция между армянами и азербайджанцами Карабаха в соответствии с последней переписью населения в СССР» — т.е. 25% азербайджанцев и 75% армян. Возник вопрос – 25% азербайджанцев должны вернуться в Карабах до этого самого референдума или после?
Если до появления т.н. обновленной версии мадридских принципов предполагалось, что беженцы должны вернуться после референдума (т.е. голоса 25% азербайджанцев должны были быть вычтены из окончательного подсчета голосов), то в обновленной версии отмечается, что в референдуме должны принять участие и азербайджанцы, и армяне. Об этом французский сопредседатель МГ заявил в марте 2010 г. Ереване на конференции НАТО «Роуз Рот»: «Согласно одному из пунктов мадридского документа, Карабаху будет предоставлен промежуточный статус, который позволит его населению жить в мирных условиях. Далее последуют возвращение беженцев в свои прежние места проживания, размещение миротворческих войск и, наконец, проведение референдума о статусе».
Это и стало причиной воодушевления Азербайджана, который, неоднократно обвиняя Армению в нежелании сделать дальнейший шаг, заявил, что принимает обновленные мадридские принципы. Эдвард Налбандян же заявил: «Армения представила сопредседателям Минской группы ОБСЕ свои предложения по несогласованным пунктам Мадридских принципов». Это неудивительно, ибо результаты голосования будут диаметрально отличными в зависимости от того, будет ли он проеден до или после возвращения азербайджанских беженцев. Президент Армении Серж Саргсян в интервью каналу Euronews также выразил свое несогласие с этим пунктом: «Если беженцы, которые вернутся в Карабах до референдума, совершат преступление, по каким законам их обязаны судить?».
Однако все изменилось на петербургской трехсторонней встрече президентов Армении, Азербайджана и России, по итогам которой глава МИД Армении заявил, что на встрече были зафиксированы позиции сторон, а дальнейшие переговоры намерены вестись именно на их основании. Интересный момент – Эдвард Налбандян говорил о мадридском документе в прошедшем времени: «На прошедшем этапе, конечно, был мадридский документ…», то же самое он повторил на совместной пресс-конференции с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Позже, 3 июля, когда сопредседатели МГ ОБСЕ провели встречу в Ереване с президентом Армении, на официальном сайте главы государства появилась интересная заметка: «Президент Армении обсудил с сопредседателями вопросы, касающиеся нынешнего этапа урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в том числе последний вариант Мадридских принципов, представленный в ходе санкт-петербургских переговоров президентов Армении, России и Азербайджана». Это означает, что армянской дипломатии удалось «отделаться» от столь нежелательного обновленного варианта мадридского документа, хотя, кажется, в президентской резиденции и в МИД еще не пришли к согласию, существует ли мадридский документ, или он все-таки канул в лету.
Еще одним пунктом, вызывающим противоречия у сторон, является участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Азербайджанская сторона заявила, что «не против участия армянской и азербайджанской общин Карабаха на каком-то этапе переговоров». Армения же настаивает на трехстороннем формате переговорного процесса и делает все, чтобы включить Карабах в переговорный процесс.
Позвольте объяснить еще такой концептуальный момент. Многие забывают о том, что карабахский конфликт решается на дипломатическом уровне, а не на любительском, и, как и в любой другой сфере, в конфликтологии также есть определенные каноны решения споров. Апологеты теории конфликтологии в один голос заявляют, что наиболее трудным в решении любого конфликта является представление принятого решения своему народу. Неприятным для армянской общественности является пункт о возвращении территорий вокруг Нагорного Карабаха. Это прекрасно понимают и в Армении, и в Карабахе. Так как этот пункт уже включен в мадридский документ, а пункты, как уже говорилось выше, редакции не подлежат, то и этот вопрос не подлежит никакому обсуждению.
И одно дело, когда решение о судьбе твоего народа принимает президент соседней республики, даже такой братской, коей является Армения для Карабаха, и другое дело, когда подобное решение принимает твой президент. Как в Армении, так и в Карабахе, для убеждения народа принять документ и согласиться на возвращение территорий будут работать оба президента, которые, вероятнее всего, обратятся к народу не столь как президенты, а как воины-освободители, воевавшие за независимость Карабаха.
Не является также секретом и то, что урегулирование карабахского конфликта проходит в два этапа. На первом этапе согласовываются основные принципы, на втором – составляется всеобъемлющее мирное соглашение. Участие Карабаха в переговорном процессе предполагается после согласования основных принципов и конкретно в составлении мирного соглашения. Это уже укажет на согласие карабахской стороны с пунктами мадридского документа.
Третьим несогласованным пунктом является вопрос Мартунийского, Мартакертского и Шаумяновского районов. Армянская сторона требует их освобождения: «что касается ликвидации последствий конфликта, то нужно отметить, что должны быть решены вопросы Мартакерта, Мартуни и Шаумяна, которые оккупированы со стороны Азербайджана», однако в обоих опубликованных тремя президентами заявлениях о них нет ни слова.
Напомним, что в своем совместном заявлении президенты стран — членов МГ ОБСЕ отметили, что «в настоящее время президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над Основными принципами с тем, чтобы можно было приступить к разработке проекта мирного соглашения». И подчеркнули, что «поручают своим министрам и сопредседателям продолжить оказывать активное содействие сторонам в преодолении имеющихся разногласий в ходе подготовки к совместной встрече на полях неформального министерского форума ОБСЕ в Алматы».
Возникает вопрос, имели ли президенты в виду встречу в Алматы тем самым шагом к завершению работы над основными принципами.
Айк Арменян