В июне текущего года, по сравнению с маем, индекс потребительских цен в Армении снизился на 0,8%. Вопреки мнению критиков, готовых сомневаться во всем и вся, в этом нет ничего особо удивительного. Просто свою объективную роль сыграла сезонность производства в растениеводстве. Большего внимания заслуживает сам механизм формирования цен в Армении.
Долгое время бывших советских граждан «кормили» мифами о страшной дороговизне в странах Запада. Якобы тамошние трудящиеся не могут ничего купить из-за высоких цен, живут впроголодь… Затем этот миф, исчерпав свои возможности вследствие повышения информированности нашего народа, сменился другим, более изощренным. Мол, зарплата «у них» высокая, но и цены «там» крутые. Так что все компенсируется, и народ «там» живет примерно так же, как здесь.
Но, к счастью для тамошних трудящихся, дела обстоят далеко не так. И зарплата «у них» ощутимо выше, и товар, если «там» поискать, можно купить намного дешевле, чем у нас. Наши предприимчивые граждане давно проведали про сие и вовсю пользуются услугами розничной торговли «богатых» стран, как для экономии средств домашнего бюджета, так и для личного обогащения. А иногда и совмещая эти две выгоды.
Абсурдно, но факт: люди везут домой за тридевять земель товары, которых полным-полно в местных магазинах и на ярмарках. Везут, несмотря на трудности с транспортировкой, немалые расходы на нее и неминуемые конфликты с местными таможенниками… Везут, потому что так дешевле, чем если купить в здешнем магазине…
В свое время импортеры жаловались на непомерную дороговизну паромной переправы. Автор этих строк не поленился и выведал тарифы компаний, осуществляющих эти перевозки. Оказалось, что паромная перевозка обходится в… 10 (десять) драмов за килограмм! К примеру, стоимость компактной пудовой гири после перевозки по морю возрастет лишь на 160 драмов. Как-то грех жаловаться на такие «расходы», учитывая конечные цены, по которым импортированный товар продается в республике.
Небольшой пример по линии экзотических плодов и фруктов. Средняя цена килограмма (или того, что продавцы выдают за килограмм) бананов у нас составляет в эквиваленте 1,81 евро. В странах Центральной Европы те же бананы можно приобрести за 90 центов, то есть в 2 раза дешевле. Довольно упитанный ананас «там» стоит опять-таки 90 центов, а у «нас» тот же фрукт, но уже не первой свежести, на целый порядок дороже, в пределах 9-10 евро. Сей феномен трудно объяснить транспортными расходами…
В принципе можно сэкономить, покупая местные плоды да ягоды, о которых разговор отдельный. Но вот холодильнику или стиральной машине реальной альтернативы нет, так что за них придется выложить соответственно 429 и 400 евро в среднем. В развитых же странах, если следить за ценами и не прозевать распродажи, эти же товары можно приобрести на 100-150 евро дешевле, чем в Армении.
Может местная продукция порадует потребителей низкими ценами? Увы, повода для особой радости и здесь маловато. Цены на многие продукты сельского хозяйства уже зашкалили евростандарты. Цена, скажем, говядины, в июне достигла 4,6 евро за килограмм, баранины – 6,7 евро. Это цена за мясо с костями, ибо филе говяжье стоило более 6,7 евро за килограмм.
Между тем, килограмм, скажем, мяса без костей на гуляш в той же доброй старой Европе можно приобрести менее чем за 6 евро. И так далее, и тому подобное, благо таких примеров много… Что касается даров флоры, то тут тоже перещеголяли старый континент. В июне килограмм абрикосов стоил 2,7 евро, то есть дороже тех же экзотических бананов, которые, в свою очередь, у нас стоят дороже, чем в развитых странах…
С такими ценами при среднемесячной номинальной заработной плате, эквивалентой 220 евро, трудно, да и невозможно обеспечить социальный стандарт жизни многим домохозяйствам страны.
Итак, при всех прочих равных условиях, два фактора ограничивают, причем ощутимо, платежеспособность населения – низкий уровень заработной платы и высокие цены.
Если с первым фактором имеются трудно решаемые проблемы, вопрос с ценами на импортирумые товары реальнее регулировать. Особенно на тех рынках, опыт которых применяет ограниченное количество хозяйствующих субъектов.
Альберт Хачатрян