Интервью АМИ «Новости-Армения» с генеральным директором международного фестиваля «Золотой абрикос» Арутюном Хачатряном
В столице Армении с 11 по 18 июля пройдет 7-ой Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос». О фестивале и тенденциях современного армянского и мирового кино с АМИ «Новости-Армения» поделился режиссер и генеральный директор кинофестиваля Арутюн Хачатрян.
«Новости-Армения» — Господин Хачатрян, скоро состоится открытие седьмого международного кинофестиваля «Золотой абрикос». Возможности фестиваля значительно расширились за короткое время, и все же, что еще нового вам бы хотелось увидеть на фестивале?
А.Хачатрян — Каждый фестиваль имеет свой формат. Мы выбрали фестивальный формат преуспевающей и стабильной страны, который занимал бы первое место в регионе. Так и произошло – все международные СМИ, пишущие о кино, кинодеятели и участники фестиваля считают Армению важнейшим кинематографическим центром Востока. К сожалению, объем кинопроизводства в Армении небольшой, но важнее всего то, что он пробудил в людях аппетит и желание заниматься кино. Молодежь начала серьезно заниматься киноискусством. Открылись киношкола и киногазета, проводится конкурс кинопроектов для региона.
Таким образом, фестиваль как таковой, не ограничивается только фестивальной деятельностью, он стал зонтом, под которым действуют 6-7 разных программ. На сегодняшний день появилось желание остаться в своих рамках, а не слишком расширяться, потому что чрезмерное расширение связано с большими финансовыми затратами. Подорожали билеты, гостиницы. Но бюджет не увеличился. Он остался тем же в связи с финансовым кризисом. Думаю, после окончания кризиса уже можно подумать о дальнейшем расширении формата, а также открытии новых кинотеатров. Организаторы любого фестиваля мечтают пригласить к себе хотя бы одного из тех кинорежиссеров, которые приезжают на «Золотой абрикос».
К нам ежегодно приезжают около 10 режиссеров, величайших «звезд» мирового кино. В программе имена участников пока не объявлены, но могу сказать, что в этом году нас почтят своим присутствием такие режиссеры и сценаристы, как Фридрих Фридрихсон, Клэр Дени, Роберт Нильсен, Тео Ангелопулос, Ли Чан-До, Фатих Акин и др. Это люди, о присутствии хотя бы одного из которых мечтают на всех фестивалях как на региональных, так и на российских, и европейских. Секрет «Золотого абрикоса» в его демократичности, исключающей высокомерие по отношению ко всем его участникам, деление на знаменитых и не очень. У нас все равны, все любят кино и готовы ради него на все. Все общаются и взаимодействуют на фестивале друг с другом на равных, вне зависимости от званий и имен.
«Новости-Армения» — На сегодняшний день призерами фестивального кино все больше становятся молодые режиссеры. Каковы тенденции развития современного кино в мире? Какое кино вам бы больше хотелось видеть, какие имена, фильмы, фестивали хотели бы особо отметить?
А.Хачатрян — Есть различные формы кинофестивалей. Есть кинофестивали коммерческого кино, есть рынки кинофильмов, существуют также фестивали, заинтересованные в показе кино, как духовной пищи и культурного явления. Это фестивали арт-хаусного кино, в которых, в первую очередь, обращается внимание на культурное кино и киноязык. Я считаю, что небольшие страны, имеющие небольшое кинопроизводство, не должны думать о коммерческом кино и не должны получать государственное финансирование для коммерческого кино или сериалов. Сериалы являются делом телевидения.
Они тоже имеют свое место, приносят пользу кино, воспитывают своих зрителей. У нас снимают неплохие сериалы, но основой государственного финансирования должна быть культура, культурное кино, наша культура, наши рассказы о нашем культурном наследии, искусстве, истории, наших достоинствах, недостатках и проблемах. Лучше уж мы сами расскажем о наших проблемах, чем другие будут рассказывать о том, что у армян есть такие-то проблемы. Мы сильный народ, сильные люди, у нас есть сильные деятели искусства, которые могут рассказать о наших проблемах.
Многие не понимают этого, считая маленьким предательством по отношению к родине, не понимая, что только сильный человек может говорить о недостатках своей страны, своего народа или семьи, родителей и детей. Это является своего рода хирургия, которой обязательно должны заниматься представители одного народа. Когда об этом снимают другие, это как-то унижает, а когда это делает сам представитель своего народа, ты уверен, что это сделано с болью и любовью. То есть это не должна быть просто голая реальность, а искусство, способное заинтересовать и подействовать на людей. У нас есть молодые люди, снимающие очень интересное кино.
Например, Арам Шахбазян, Микаэл Ватинян, Ованнес Галстян, Мария Саакян, Ника Шек. К молодежи нужно относиться с пониманием, так как нет более достойного дела, чем вовлечение молодежи в искусство. К ним нужно относиться с любовью, но не допустить, чтобы «заболели звездной болезнью». Некоторые из кинорежиссеров старшего поколения грешат высокомерием, рассказывают небылицы об окружающих или порицают их деятельность. Проекты режиссеров, вошедшие в наши программы, выигравшие или не выигравшие в конкурсах, стали фильмами благодаря Центру кинематографии и некоторой финансовой поддержке из-за рубежа. В следующем году эти фильмы покажут, и мы порадуемся наличию хорошего кинематографа в Армении.
«Новости-Армения» — Каковы на сегодняшний день тенденции в развитии именно армянского кино? Какое будущее имеет независимое кино в Армении?
А.Хачатрян — Единственными странами, производящими коммерческое кино, являются США и Индия, поскольку у них огромное количество зрителей. Армянское кино должно создаваться только на грантовые средства. Фильмы должны быть духовно-культурными, арт — хаусными, философскими, раскрывающими этнические проблемы, социологические, исследовательские. Мы должны суметь изобразить царящую на сегодняшний день атмосферу так, чтобы она оставалась актуальной на века. Можно не найти эту атмосферу в живописи, музыке, но кинематограф имеет возможность создания атмосферы.
В кино можно изобразить характер, историю, преступление, но для передачи атмосферы времени нужно очень большое мастерство. Такой фильм останется на века как актуальный, свежий фильм об истории народа. И государство должно уделять этому большое внимание. Необходимо также наличие независимых продюсеров, имеющих международную известность и представляющих интересные проекты. А дарить фильмы людям просто так — слишком большая роскошь. Еще с советских времен у нас принято финансировать проекты бесконфликтных авторов, но такие люди не в состоянии создавать искусство.
«Новости-Армения» — На ваш взгляд, какой герой сегодня может появиться на экране, и насколько герои на экране отличаются от героев в реальной жизни? Каков на ваш взгляд тот нераскрытый образ, которого современное кино пока не заметило?
А.Хачатрян - Самым мощным оружием кинематографа является видение того, чего никто другой не замечает. Об этом иногда забывают, потому что режиссеры используют театр, живопись, актерскую игру и создают наполовину художественные, наполовину театральные и музыкальные истории, которые легко «перевариваются». Но есть настоящий киноязык, который способен показать то, что ты сотню раз видел под совершенно новым углом. Для этого нужны «видящая» камера и «видящий» режиссер, которые имеют возможность превратить это в искусство и преподать так, чтобы люди начали беспокоиться и задумываться об этом. У нас нет времени и права заниматься шоу-бизнесом, потому что у нас слишком много национальных, исторических, региональных и мировых проблем.
Кино нужно использовать правильно. Во время моего визита в Израиле, там был показ четырех из моих фильмов, глава государства Шимон Перес заявил, что для них нет ничего важнее кино, потому что оно играет огромную роль для будущего страны. То же самое сказал и премьер-министр Турции. Они только сейчас заговорили о том, о чем мы говорили еще 20 лет назад. Армянское кино является одним из важнейших видов искусств. Сегодня кино — очень интересный инструмент. С его помощью надо суметь рассказать о своем, без пошлых и глупых приукрашиваний. Нужна правда, правда и только правда, которая есть у Армении. У нас есть история, искусство, культура и проблемы, ложь, несчастья. Посредством искусства нужно создавать услышанные и увиденные правдивые истории.
«Новости-Армения» — Каковы на ваш взгляд дальнейшие перспективы армяно-турецкой платформы «Давайте снимать вместе»? Какие программы можно ожидать в рамках киноплатформы?
А.Хачатрян — Я уважаю людей, которые занимаются своим делом. Солдат воюет, дипломат вступает в переговоры, а деятель искусства должен иметь свой путь и нести в себе любовь. Конечно, история напоминает, что у нас были и есть недоброжелатели, но деятель искусства должен открыть путь к их сердцам и заставить их самих рассказать о своих недостатках, трудностях и существующих конфликтах. В течение последних нескольких лет мы добились того, что многими турками армянская история начала рассматривается положительно. Если человек искусства не может принести пользу своему народу и стране, то можно считать, что его деятельность не удалась.
Конечно, можно быть просто деятелем искусства, но кино-это не только искусство. Это еще и политика. Кинодеятель должен правдиво воссоздать, объяснить и сохранить окружающую его реальность. Поэтому я считаю эту киноплатформу «Давайте снимать вместе» — одной из наших лучших программ на сегодняшний день, когда турки сами начинают заниматься армянским вопросом, Геноцидом армян, посещать Цицернакаберд и музей Геноцида. Турки начали писать сценарии, симпатизируя армянам. Я считаю это огромным прогрессом.
«Новости-Армения» — Ваш нашумевший фильм «Граница» удостоился многочисленных призов и высоких оценок как в Армении, так и за рубежом. Хотелось бы спросить, что такое для вас понятие границы, где она должна проходить, и должна ли быть вообще?
А.Хачатрян – Граница — это ужасное явление. Но существует чувство меры, не границы. Чувство меры имеет огромное значение для деятеля искусства. Если ты его теряешь, твое искусство начинает хромать и не доходит ни до души, ни до сознания людей. Я против всяческих границ. У меня есть такое право. Я деятель искусства. Мой фильм об уничтожении границ души и сознания. Однако, безусловно, деятель искусства, не имея и не признавая никаких границ, должен иметь чувство меры. Мера очень важна. Я считаю, что в самом фильме сохранено это чувство меры и формы. Его успех не случаен. Многие удивляются, каким образом сельская история о коровах и пастухах получила 10 международных призов и была показана по всему миру.
Именно такие фильмы рассказывают об армянах, именно такие фильмы могут рассказать о широкой душе, сознании и добром сердце, любви и несчастьях армянского народа. Интересно, что в фильме полностью отсутствует текст, но, несмотря на это, зритель абсолютно уверен, что фильм об армянах. В нем показаны армянская этнография, история переселенцев, местные проблемы, которые понятны зрителю во всем мире.
«Новости-Армения» — Как вы оцениваете деятельность высшей киношколы «Золотого абрикоса», каковы дальнейшие перспективы киношколы?
А.Хачатрян — Киношкола является одним из проектов нашего фестиваля. В киношколе преподают лучшие преподаватели мира. Прием в киношколу осуществляется посредством собеседования. Обучение ведется бесплатно. Все финансовые вопросы киношкола решает посредством фонда «Золотой абрикос». Мы заявляем: приходите, учитесь снимать кино, не тратя никаких денег. Ученики киношколы снимали фильмы под руководством режиссеров Кшиштофа Занусси, Аббаса Киоростами, Йосома Стеллинга, являющихся столпами современного кино. В этом году мы увидим эти фильмы. Кстати, в этом году мы решили немного поменять правила приема в киношколу: слушателей без проектов мы принимать не будем.
«Новости-Армения» — Можно ли сегодня говорить об Армении, как о культурном перекрестке?
А.Хачатрян — Армения является серьезнейшим культурным перекрестком. Сегодня мы уже думаем, создаем, философствуем. Мы созидаем. Говорить о том, что в Армении нет интеллигенции, идей, искусства — смешно. И мы не собираемся никого в этом убеждать. Просто нужно позволить, чтобы люди жили и созидали на этом перекрестке, этому нужно уделять огромное внимание, потому что многие из великих приходили и уходили, оставаясь неоцененными. Очень грустно, когда начинают ценить потом, после смерти. Посмотрите, что произошло с Грантом Матевосяном, Хореном Абрамяном, Гоар Гаспарян, Тиграном Левоняном, по большому счету, широкая известность к ним пришла после смерти. Но все равно нужно это принять и продолжать спокойно работать. Не зря наш великий поэт, философ, и богослов, представитель раннеармянского Возрождения Григор Нарекаци сказал: «Я, покорный».
Источник: АМИ «Новости-Армения»