Соединенные Штаты, похоже, решили предпринять попытку реанимации армяно-турецкого процесса. Совершенно очевидно, что центральными темами предстоящего визита в регион госсекретаря США Хиллари Клинтон являются армяно-турецкие отношения и переговорный процесс по карабахскому урегулированию. С большей долей вероятности можно предполагать, что посещение ею Украины и Грузии будет носить, скорее, формальный характер.
Таким образом, после довольно продолжительного перерыва США вновь решили взяться за благое дело нормализации отношений между Анкарой и Ереваном. Дело действительно является благим, только вот для претворения в жизнь такого смелого и сложного плана нужно руководствоваться неискоренимыми реалиями. Огромное влияние мировых держав на три бывшие закавказские советские республики ни для кого секретом не является. Однако США и Россия периодически натыкаются на те же грабли, явно переоценивая степень своего решающего влияния на развитие событий в регионе.
Армения неоднократно выражала готовность нормализовать отношения с Турцией без всяких предусловий. По крайней мере, на словах, эту позицию поддержали как США, так и Россия. Однако жизнь показала, что чудес не бывает. Анкара и Баку – близнецы и братья, и как бы геополитические игроки ни стремились или делали вид, что стремятся, в конечном итоге отделить их друг от друга невозможно.
Не менее беспросветно обстоят дела с упорным нежеланием международных посредников и геополитических игроков учесть еще одну, не менее важную истину. Процесс нормализации армяно-турецких отношений на его нынешней стадии разбился о нежелание Азербайджана пойти на неизбежные уступки в вопросе карабахского урегулирования.
Само же оно никак не может сдвинуться с точки не только из-за неконструктивной позиции Азербайджана, но и неучастия в переговорах карабахской стороны. Вина бывшего президента Армении Роберта Кочаряна в выводе Степанакерта из переговорного процесса однозначна и неоспорима. Но международные посредники давно должны были понять: напоминая об этой вине официальному Еревану, вряд ли можно достичь прогресса в самом карабахском урегулировании. Если мировые державы и посредники действительно искренне хотят помочь урегулированию конфликта, то они должны как можно скорее задуматься над формами привлечения к переговорам властей Степанакерта.
А пока мы видим совсем иную картину: Азербайджан идет на явную военную провокацию в зоне соприкосновения войск, однако сильные мира сего продолжают вести страусиную политику. Ни в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ, ни в совместном обращении президентов России, США и Франции не прозвучало слов осуждения в адрес стороны — провокатора.
Здесь совершенно очевидно противоречие в политике геополитических игроков, которые постоянно призывают Армению и Азербайджан к миру, одновременно отказываясь называть вещи своими именами, тем самым, подстегивая милитаризм официального Баку. Это противоречие, вместе с указанными выше аспектами, сводит на нет официально декларируемые усилия по мирному урегулированию карабахского конфликта, закрывая и перспективы нормализации армяно-турецких отношений.
На «сцене» же остаются шумные подписания тех или иных протоколов в Цюрихе, совместные заявления лидеров стран – геополитических игроков, громкие визиты в страны региона. И все это на фоне целенаправленной политики властей Азербайджана по нагнетанию в стране антиармянской истерии, пропаганде ненависти к армянам, ведущей с разжиганию нового вооруженного конфликта. Сколько же сильные мира сего не будут учитывать реалии региона, причины возникновения и неразрешенности конфликта вычислить трудно. Главное, чтобы в итоге не доиграться. Хотя что там США и России, тем более бесхребетной Европе, до какого-нибудь «небольшого» вооруженного конфликта. Можно же действовать по принципу «разделяй и властвуй», продолжая бесконечные геополитические игры.
Иван Гарибян