Блеск и нищета промышленности Армении

Согласно данным доклада Национальной статистической службы Армении, в январе-мае текущего года объем промышленного производства увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на  12,1%. Тем самым был даже превышен уровень соответствующего периода докризисного 2008 года. Правда, это «перевыполнение» составило символические 0,89%, но все же согласимся, что прогресс вроде бы налицо.

Прогресс же этот связан лишь с горнорудной и обрабатывающей отраслями промышленности, прирост промышленного производства по которым составил соответственно 40,1% и 11,2%. Между тем ситуация по энергоносителям оставляет желать лучшего. Во всяком случае, такой вывод можно сделать на основе представленных статистиками данных: объем производства и распределения электроэнергии в январе-мае текущего года сократился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 2,8%, а природного газа – на все 13,6%. Как эти плачевные данные увязать с «оживлением» добывающей и обрабатывающей промышленности, то есть основными потребителями энергоносителей, непонятно…

Благодаря опережающим темпам роста удельный вес добывающей промышленности в общем объеме производства (включая энергоносители) достиг в январе-мае текущего года 18,9%. Но, в этом отношении, конечно, лидирует обрабатывающая промышленность, с долей в указанном периоде в 62,2%.

В самой обрабатывающей промышленность темпами роста выделились такие основные отрасли, как производство продуктов питания – 104,4% (при его доле в общем объеме промышленного производства, включая энергоносители, в 20,1%), алкогольные и безалкогольные напитки – 129,0% (9%), производство основных металлов (металлургия) – 104,2% (16,9%). Остальные отрасли обрабатывающей промышленности, в силу своего сравнительно небольшого удельного веса в общем объеме промышленного производства в республике, серьезного удельного влияния на общий показатель не оказали.   

Но истинная картина выявляется при рассмотрении показателей производства отдельных продуктов питания и алкогольных напитков. Здесь уже наблюдаются кое-какие неблагоприятные тенденции. Так, в январе-мае текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, физический объем производства собственно мяса сократился на 7,5%, мясопродуктов (включая колбасные изделия) — на 10.6%, молока – на 1,1%, и так далее.

Мороженое, понятное дело, не первостепенный продукт питания. Однако сокращение физического объема его производства в отчетном периоде аж на 15,8% также порождает ряд предположений, в том числе из области ненаучной фантастики.

Ведь, судя по вышеприведенным данным, наши граждане стали меньше потреблять мясопродуктов, молока и отдельных молокопродуктов отечественного производства… И это на фоне роста физического объем розничного товарооборота в январе-мае на 1,3%…

Зато возросло производство безалкогольных напитков – на 9,1%, натуральных соков – на 64,7% (!), минеральных вод – 28,4% и родниковой воды – на 26,2%. Этот фактор, подкрепленный резким ростом физического объема производства коньяка и вина (соответственно на 45,9% и 30,8%), обеспечил указанной выше товарной группе «Алкогольные и безалкогольные напитки» неплохой показатель.

Однако рост производства коньяка и вина не в полной мере обусловлен был потребностями национального рынка. Здесь скорее сказались возможности наращивания экспорта (в основном в Россию). Так, по данным продовольственного баланса за I квартал текущего года, экспорт коньяка из Армении увеличился на 30,5%, а вина – более чем в два раза!

Отметим, что из всего объема производства коньяка в Армении лишь менее одной пятой поставляется на национальный рынок (в январе-марте текущего года – 16,7%). Ведь местный потребитель «дорогому» коньяку, а вместе с ним и вину, предпочитает тривиальную водку. Чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить объемы поставок алкогольных напитков на национальный рынок Армении. По товарным ресурсам, исчисленных в натуральных показателях, соотношение водки к коньяку составляет почти 6:1, а к вину – 3:1. Это без учета повально изготовляемого самогона…  

Самое удивительное то, что при таком явном предпочтении потребителей к зеленому змию его производство в стране резко сокращается. Так, в январе-мае текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выпуск водки в Армении сократился на 28,9%. Данному спаду в немалой степени способствовало установление с начала текущего года минимальной цены крепких спиртных напитков в 3500 драмов за 1 литр, в пересчете на 100%-ый спирт.

Эти меры нанесли серьезный «ущерб» водке отечественного производства, которая до этого конкурировала с российской лишь благодаря ценовому фактору. Но наши водочные бароны получили неожиданный «подарок» – с 1 июля текущего года в России установлена минимальная оптовая цена за водку, в размере 70 рублей (более 820 армянских драмов) за 0,5 литра. С учетом же как расходов на уплату налогов и транспортировку из России, так и местных оптовых и розничных наценок, российская водка здесь неминуемо подорожает.

Итак, промышленность Армении находится в противоречивом состоянии – с одной стороны, небывалый рост, с другой – спад. Но не следует заблуждаться общим показателем роста. Все в курсе, что динамика общего показателя промышленного производства в Армении во многом обязана конъюнктуре мирового рынка металлов, которая дала «второе дыхание» отечественной горнорудной отрасли.

А вот по другим отраслям, переживающим нелегкие времена, явно сказываются издержки государственного регулирования. О легкой промышленности можно уже не говорить – она существует чисто символически. Но что касается стабильной некогда пищевой промышленности, то здесь проявляется влияние обширного спектра негативных факторов. Самое важное, ее сырьевая база – сельское хозяйство, находится фактически на грани развала.

Физический объем валовой продукции растениеводства в январе-мае текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократился на весомые 5,3%. Хотя по животноводству и имеется некоторый рост (на 2,6%), сам объем производства оставляет желать лучшего… Свидетельством этого является небывалый рост цен на мясо, как оптовых, так и розничных.

К примеру, оптовые цены (цены производителей) говядины в январе-мае текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подскочили почти на 40%, баранины (благодаря и «усилиям» минсельхоза) – на все 62%! В этой связи не исключается, что отечественные мясокомбинаты могут уже полностью отказаться от покупки местного сырья, импортируя не столь уж качественное, но сравнительно дешевое мясо из других стран…

Свою лепту вносит искусственно высокий курс драма, стимулирующий импорт, во вред экспорту. По этой же причине многие товары отечественного производства автоматически скатываются в далеко не престижную нишу на национальном рынке, явно не выдерживая конкуренции с аналогичной импортной продукцией.

Небольшой, но довольно симптоматичный пример: имея «не хилую» отечественную отрасль, немногим менее половины (42,4% в январе-марте текущего года) ресурсов табачных изделий на национальном рынке формируется за счет импорта. Может, не случайно объем выпуска табачных изделий, по данным за январь-май текущего года, сократился? Спад незначительный, всего лишь на 2,1%, но все же наводящий на определенные выводы…

…Так что за внешним блеском, в виде двузначных цифр роста, скрывается незавидное состояние отечественной экономики!

Альберт Хачатрян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.