ЕГЭ в Армении: всего лишь экзамены или вопрос жизни и смерти?

В Армении завершился основной этап единых государственных экзаменов, впереди второй, дополнительный, для тех, кто не участвовал в первом этапе по уважительным причинам.

Этот год беспрецедентен тем, что ввиду демографических факторов число выделенных в государственных вузах мест значительно превысило число абитуриентов.

По данным Минобразования и науки, в  этом году на 18 тысяч абитуриентов приходится 20,5 тыс. мест, тогда как в прошлом году примерно на 20 тысяч абитуриентов было выделено 16,5 тысячи мест.

Следовательно, каждый абитуриент, получивший минимальные проходные восемь баллов (по двадцатибалльной системе) по всем предметам, может считать себя студентом. Другой вопрос – что в этом году было не так-то легко получить этот проходной балл, особенно по армянскому языку, математике и физике.

Нет образованию ради образования!

Министр образования Армен Ашотян считает, что жесткий конкурс – это нормально, и даже более эффективно. Он отметил, что долгие годы процесс высшего образования в республике был крайне неэффективным в плане того, что молодые люди, получив диплом о высшем образовании, не были востребованы на рынке труда. 

«Отныне больше молодых людей пойдут в среднеспециальные учебные заведения, колледжи. Там они получат образование за более короткий срок, по более доступной цене и будут более востребованы на рынке труда», — подчеркнул Ашотян.

По его оценкам, если в развитых странах на одного студента высшего учебного заведения приходится три студента среднеспециального учреждения, то в Армении наоборот -  на троих студентов вуза приходится один обучающийся в среднеспециальном учреждении.

«Это нонсенс», — считает Ашотян. Он выразил удовлетворение по поводу того, что армянское общество все-таки постепенно пойдет по более прагматичному пути, осознав важность получения специального образования.

Коррупционные риски ниже…

Министр образования считает, что внедрение единого госэкзамена значительно снизило коррупционные риски. «Конечно, наивно предполагать, что коррупция, как явление, вдруг исчезнет из какой-то отдельной сферы. Ни одно порочное явление образовательной системы не является порождением самой системы. Все, что есть в обществе в целом, есть также в нашей сфере», — отметил Ашотян.

Тем не менее, по его словам, система ЕГЭ делает сферу образования более прозрачной, минимизирует коррупционные риски.

… но страсти по-прежнему кипят

А результаты тем временем, мягко говоря, неожиданные. По математике срезались 25,45% абитуриентов, по физике – 27,2%. Самый большой шум всколыхнул экзамен по армянскому языку и литературе. Сами авторы текстов и руководство Центра оценки и тестирования не скрывали, что в этом году тесты сложные. И одновременно успокаивали общественность, акцентируя внимание обеспокоенных родителей на то, что если тесты сложные, то они сложны для всех, и конкурс не пострадает.

«Тесты по армянскому языку были, несомненно, сложные, однако это создает лучшие конкурсные возможности, чем сплошные высокие баллы», — отметил глава ЦОТ Гурген Хачатрян.

Тем не менее, ЦОТ и специалисты пришли к компромиссу: оценки по армянскому языку были повышены на один балл. В результате, средний балл по армянскому языку составил 11,4 балла, а число срезавшихся снизилось с 10 % до 6,8%.

«В прошлом году была та же проблема, связанная с армянским языком. На мой взгляд, это обусловлено тем, что у нас особые требования к родному языку. Каждый специалист, имеющий большой педагогический опыт, составляет тесты, согласно собственным представлениям о знании родного языка», — добавил министр  образования, подчеркнув, что в следующем году будут сделаны соответствующие выводы.

Традиционно высоки баллы по иностранным языкам, в частности, по английскому языку, средний балл по которому составил 13,3 балла, а 17,2% абитуриентов удалось получить оценку выше 17,5 балла.

Криминал на ЕГЭ

Не обошлось и без скандалов. Попытки обойти запрет министра образования на окончание школы экстерном, не сошли с рук директорам некоторых школ. Из общего числа выпускников 39 человек окончили школу экстерном и подали заявки на участие в экзаменах. Дела по выявленным правонарушениям уже направлены в Генеральную прокуратуру республики.

Самое меньшее, что ждет переступивших закон директоров школ – строгий выговор. Большая их часть будет уволена с занимаемых должностей, а некоторые будут привлечены к уголовной ответственности.

Министр образования считает, что такое количество накопившихся в школах проблем обусловлено отсутствием проверок на протяжении многих лет. Проблемой номер один образовательной системы, по его  мнению, является плохой менеджмент.

Ашотян  проинформировал, что «экстерники», которые, по большому счету, не виноваты, получат возможность продолжить обучение в 11-ом классе и окончить школу в положенное время.

Психологи бьют тревогу

Еще одна немаловажная сторона ЕГЭ – психологическое состояние молодых людей, для которых это первое серьезное испытание в жизни. О том, что демонизировать ЕГЭ не нужно, психологи и педагоги заявляли и ранее. Но тревоги материализовались и вылились в сигнал SOS после того, как выпускница Гоар Мартиросян свела счеты с жизнью, как полагают, получив низкий балл на экзамене по армянскому языку.

Психологи полагают, что культ образования – явление положительное, однако он иногда переходит допустимые границы, когда молодые люди, провалив экзамены, начинают думать, что вся их жизнь потеряла всякий смысл.

По мнению психолога Карине Налчаджян, в этом есть большая доля вины родителей, которые вместо того чтобы объяснять детям, что жизнь не ограничивается одним лишь поступлением в вузы, сами впадают в экзаменационный стресс и вызывают еще большую панику у детей.

Психолог, главный специалист центра «Айг» Рубен Погосян объясняет чрезмерный стресс у сдающих экзамены абитуриентов их сверхмотивацией и сверхответственностью. «Мы считает поступление в вуз важнейшей целью жизни. А между тем, стресс отнимает очень много сил, независимо от результата экзаменов», — сказал психолог.

Так сложилось, что высшее образование в Армении рассматривается как суперзадача, как необходимый атрибут для любой уважающей себя армянской семьи. И если вдруг ребенок не оправдывает надежд родителей, этот факт часто воспринимается как трагедия. Понятно, что для народа, который на протяжении веков выживал благодаря своим духовным ценностям и письменности, образование играет жизненно важную роль. Вплоть до того, что семья готова лишиться последнего куска хлеба, лишь бы дать детям образование. Этих людей можно понять. Но все хорошо в меру, и когда забота превращается в манию, недалеко до беды.

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.