В процессе урегулирования карабахской проблемы логично использование опыта Косово, Южной Осетии и Абхазии, сказал председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности, бывший замминистра иностранных дел НКР Масис Маилян, комментируя заявление президентов РФ, США и Франции относительно карабахской проблемы. В заявлении президентов РФ, США и Франции Дмитрия Медведева, Барака Обамы и Николя Саркози, принятом 26 июня отмечается, что главы государств — сопредседателей Минской группы «рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом». Среди этих принципов названы также определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха «путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения.
По мнению Маиляна, совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту президентов Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки и Франции от 26 июня 2010 года повторяет положения, изложенные ими летом 2009 года.
«Можно констатировать, что за прошедший год подходы государств – сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта между НКР и Азербайджаном не претерпели изменений. Приверженность лидеров РФ, США и Франции ранее предложенным положениям, указывает на стремление президентов повернуть время вспять в отдельно взятом регионе, что является непосильной задачей даже для руководителей влиятельных держав», — считает эксперт.
По его словам, возможно, что некоторые из этих предложений оказались бы актуальными и привлекательными для народа Арцаха лет 20 назад.
«Но после инициированной Азербайджаном полномасштабной войны против населения Нагорного Карабаха, после гибели тысяч людей, этнических чисток, вооруженной оккупации и нанесенному материальному урону, предлагать армянским сторонам непонятный промежуточный статус для НК с туманным «волеизъявлением его населения» взамен на резкое снижение уровня собственной безопасности, по меньшей мере, несерьезно», — отметил Маилян.
Он считает удивительным, что эти предложения исходят от стран, которые еще два года назад стали инициаторами международного признания независимости Косова, Южной Осетии и Абхазии.
«Было бы логично использовать данный международный опыт, эффективно обеспечивающий стабильность в указанных конфликтных зонах, в разрешении карабахской проблемы», — подчеркнул Маилян.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Источник: АМИ «Новости-Армения»