На прошедшей неделе в центре внимания армянского общества оставалась ситуация в Нагорном Карабахе, политики и эксперты продолжили обсуждение азербайджанской диверсии на линии соприкосновения, приведшей к гибели четырех армянских военнослужащих, что даже отодвинуло на второй план результаты трехсторонних переговоров президентов Армении, Азербайджана, и России в Санкт-Петербурге.
Между тем, последовавшее в субботу поздно вечером заявление президентов трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ подтвердило предположения некоторых экспертов, что последние развития свидетельствуют о том, что в карабахском урегулировании готовится новый серьезный прорыв. В частности, это предположил на прошедшей неделе директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян.
Заявление президентов трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ
Президенты РФ, США и Франции в рамках саммита «большой восьмерки» в Канаде приняли совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана ускорить работу над Основными принципами урегулирования конфликта, отметив, что «В настоящее время президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над Основными принципами с тем, чтобы можно было приступать к разработке проекта Мирного соглашения».
В заявлении отмечается, что главы государств — сопредседателей Минской группы «рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом», и самое главное — определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха «путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию».
Лидеры РФ, США и Франции подтвердили обязательства оказывать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими Основных принципов урегулирования, и поручили министрам и посредникам «продолжить оказывать активное содействие Армении и Азербайджану в преодолении имеющихся разногласий в ходе подготовки к совместной встрече на полях неформального министерского форума ОБСЕ в Алма-Ате».
Наверное, именно стремлением подтолкнуть стороны к окончательному согласию относительно Основных принципов урегулирования конфликта можно объяснить региональный визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в начале июля, в рамках которого она планирует посетить Азербайджан, Армению и Грузию.
О важности последних развитий и возможном прорыве в переговорном процессе свидетельствует и то, что президент Армении Серж Саргсян сразу же после возвращения из Германии и открытия этапа женского Гран-При ФИДЕ в Джермуке отправился в Степанакерт для обсуждения с руководством Нагорного Карабаха «санкт-петербургских предложений» по урегулированию карабахской проблемы, сделанных российской стороной в ходе встречи Саргсян-Медведев-Алиев.
Азербайджанская диверсия и реакция мирового сообщества
Можно предположить, что именно пункт об имеющем обязательную юридическую силу волеизъявлении населения, который наверняка был затронут на переговорах в Санкт-Петербурге, и который автоматически означает будущую независимость Нагорного Карабаха, вызвал бурное недовольство азербайджанского руководства и мог стать причиной азербайджанской военной провокации.
Именно на это обстоятельство обратил внимание министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, когда в интервью «Независимой газете» отметил, что угрозы о применении силы, звучащие из Баку, преследуют цель провалить переговоры по карабахскому урегулированию. Министр напомнил, что сегодня переговорный процесс проходит на основе представленного сопредседателями Минской группы в ноябре 2007 года Мадридского документа, однако Азербайджан грубо нарушает его основополагающие принципы — как принцип о правe народа Нагорного Карабаха на самоопределение, так и принцип неприменения силы или угрозы применения силы.
Глава армянского МИД также призвал мировое сообщество более жестко отреагировать на азербайджанскую провокацию на линии соприкосновения вооруженных сил Карабаха и Азербайджана., прямо называть имена тех, кто несет ответственность в подобных ситуациях, и показать Азербайджану «желтую карточку».
Однако у большинства экспертов сложилось мнение, что безадресные заявления относительно инцидента на границе и сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и Верховного представителя Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, в которых прямо не указывается виновник инцидента и ответственность возлагается на обе стороны, создают атмосферу вседозволенности и могут обострить ситуацию в зоне конфликта.
Позиция Ирана относительно урегулирования карабахского конфликта
Довольно интересна в связи с последними развитиями вокруг урегулирования карабахской проблемы реакция Ирана. Так, в среду, Чрезвычайный и Полномочный посол Исламской Республики Иран в Армении Сейед Али Сагайан в очередной раз заявил, что Иран не допустит размещения американских сил в зоне карабахского конфликта.
Он подчеркнул, что с учетом того, что Иран — единственная страна, находящаяся по соседству с зоной конфликта, необходимо учитывать его позицию в этом вопросе.
Посол также отметил, что Иран может сыграть положительную роль в урегулировании карабахского конфликта, учитывая то обстоятельство, что имеет очень тесные отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, а также с другими странами региона, в частности, с Турцией.
При этом посредническая миссия Ирана, по его словам, может быть осуществлена как в формате Минской группы ОБСЕ, так и вне его.
Визит президента Саргсяна в Германию и армяно-турецкие отношения
На прошлой неделе президент Армении Серж Саргсян в рамках своего официального визита в Германию несколько раз обратился к теме нормализации армяно-турецких отношений, объяснив срыв процесса армяно-турецкой нормализации неспособностью или нежеланием политического руководства Турции.
В свою очередь министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил в интервью «Независимой газете», что Армения готова двигаться вперед по налаживанию отношений с Турцией, когда Анкара вновь будет готова нормализовать отношения без каких-либо предварительных условий.
Из других важных политических событий прошедшей недели можно отметить уже упомянутый визит президента в Германию 21-23 июня, в рамках которого состоялись встречи Сержа Саргсяна с высшим руководством республики. Президент также выступил в Фонде Конрада Аденауэра и встретился с представителями армянской общины Германии.
Отставка министра труда и по социальным вопросам
Также заслуживает внимание отставка на прошлой неделе министра труда и по социальным вопросам Армении Мхитара Мнацаканяна. Он был назначен на этот пост 23 ноября 2009 года, после отставки своего предшественника Геворка Петросяна, ушедшего со своего поста якобы по состоянию здоровья.
Следует отметить, что за последние два года в Министерстве труда и по социальным вопросам сменилось уже три министра.
Пост министра труда и социальных вопросов с 2009 года закреплен за партией «Процветающая Армения», и она уже предложила на эту должность кандидатуру Артура Григоряна, работающего сейчас начальником 8-го управления Контрольной палаты.
Источник: АМИ «Новости-Армения»