В очередном своем документе, озаглавленном «Протокол относительно ставки рефинансирования на июнь 2010 года», Центробанк Армении обосновывает сохранение этой самой ставки на прежнем уровне, то есть на уровне 7,25%. Сама эта ставка достойна удивления, если сравнить ее с соответствующими показателями цивилизованных стран.
Но, так как Центробанк взял на себя благородную миссию борца с инфляцией, рекордно высокая ставка рефинансирования призвана по идее обуздать инфляцию. Хотя с несколькими оговорками. Центробанк, отмечая инфляционное давление, перешедшее с «прошлогодней расширительной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики», вместе с тем довольно прозрачно намекает, что темпы роста инфляции в ближайшие месяцы сократятся.
Что касается влияния ставки репо на инфляцию, то его нужно рассмотреть через мощный микроскоп, чтобы заметить. В условиях, когда годовые за кредит коммерческих банков смахивают на ростовщические проценты, трудно ожидать сколь-нибудь действенного влияния этих кредитов на национальную экономику. Такими кредитами могут воспользоваться только импортеры, тем самым укрепляя экономику стран-экспортеров. Да и сам объем кредитов, составляя довольно низкий процент по отношению к ВВП страны, уже говорит сам за себя…
Однако вопрос в том, что Центробанк свои надежды на замедление темпов инфляции в стране в основном связывает с внешними факторами. А именно – со спадом мировых цен на сырье и продовольствие.
Между тем любой сознательный гражданин в Армении в курсе, что цены на товарных рынках с высокой концентрацией определяются не мировыми тенденциями, а аппетитом владельцев компаний. В этой связи отметим, что до сих пор можно лишь гадать, какой навар за единицу товара получают импортеры продуктов питания, бытовой техники и радиоэлектроники. Такие данные остаются для широкой общественности тайной, покрытой мраком.
Вот, к примеру, взлетели в недавнем прошлом мировые цены на рис, затем столь же резко снизились. Однако у нас на динамике розничных цен на этот импортный продукт сие не отразилось. То есть повышение цен отразилось, а вот снижение – никоим образом.
В период наивысшего роста мировых цен на рис в апреле 2008 года его стоимость дошла до $0,55 за 1 килограмм этого злака. В пересчете на национальную валюту, по курсу за апрель указанного года, это составляет менее 170 драмов. В этом же месяце розничная цена риса в столице Армении составляла 446,7 драмов, а в ноябре подскочила до 613,4 драмов за 1 килограмм.
По состоянию на апрель текущего года средняя розничная цена риса в столице республики составляла уже 710,5 драмов за 1 килограмм, что в эквиваленте составляет $1,8 по курсу валют за этот месяц. Между тем за прошедший с 2008 года период мировые цены на рис ощутимо сократились. Так, например, в ходе одной из сделок в феврале текущего года крупная оптовая партия риса была продана за «рекордную» опять же высокую цену… в $0,48 за 1 килограмм. Так что простое сопоставление этих цен говорит уже само за себя…
Что касается продукции отечественного сельского хозяйства, то здесь рост цен напрямую связан с провальной политикой государства. Иначе чем объяснить парадокс, когда одна треть населения, в смысле фермеры, не может прокормить оставшиеся две трети?! Если рассматривать сельскохозяйственные балансы, то видна крайне низкая товарность ресурсов многих продуктов питания.
Заметная часть производимых в фермерских хозяйствах продуктов питания идет на внутреннее потребление, что свидетельствует о довольно низком объеме удельного производства. К тому же за последние годы в животноводстве наблюдаются неблагоприятные сдвиги, что, естественно, отражается на ценах продукции отрасли.
К примеру, средняя розничная цена говядины в столице республики в апреле текущего года, по сравнению с аналогичным месяцем 2005 года, возросла почти в полтора раза (на 43,3%), составив 1972,6 драмов за 1 килограмм. В эквиваленте это составляет почти $5, по среднему курсу валют в этом месяце. То есть почти что «западные» цены…
В данном конкретном случае рост цен в определенной степени связан с сокращением поголовья крупного рогатого скота. Так, за период с 1 января 2005 года по 1 января 2010 года поголовье крупного рогатого скота в Армении сократилось на 0,5%, в том числе коров – на 5,6%. То есть вместо логического роста явное количественное и качественное сокращение!
Вывод однозначный: рост цен, помимо «внешних факторов», связан как с монополизацией импорта ряда товаров, так и негативными тенденциями в местном производстве. И здесь выводы Центробанка относительно «внешних факторов», а также курса национальной валюты – драма, могущих якобы сдержать темпы инфляции, выглядят чисто теоретическими выкладками. И инфляция замедлится тогда, когда места для дальнейшего роста цен просто уже не будет!
Альберт Хачатрян