В 2003 году после десятилетних усилий Армения, преодолев препятствия Турции, смогла стать членом Всемирной торговой организации. Это даже можно считать успехом, поскольку тогда большинство стран СНГ не являлись членами ВТО. Например, Украина только через 5 лет — 16 мая 2008 года смогла вступить в ВТО, а уже 2 года спустя подала жалобу на Армению за нарушение правил организации. Таким образом, привлекательность ВТО не только в том, чтобы быть ее членом – нужно извлекать также практическую пользу. Именно этой практической выгоды и не хватает Армении. Например, Турция установила чрезмерно высокие таможенные пошлины на импорт сельскохозяйственной продукции, однако на практике Армения неспособна изменить ситуацию, даже при открытии армяно-турецкой границы. С 2003 года Армения установила либеральный режим внешней торговли, однако после 2003 года баланс внешней торговли республики стал безнадежно ухудшаться. В 2003 году наш торговый баланс был отрицательным на $591 млн, а в 2009 году – на $2,6 млрд. Одним словом, в условиях свободной и равноправной торговли Армения потерпела поражение во всех отношениях. Ситуацию нужно было изменить, и правительство не нашло ничего лучше, чем повысить налоги на импортируемые сигареты и алкогольные напитки. Именно это и стало поводом для того, чтобы Украина подала жалобу, поскольку украинские производители существенным образом представлены на армянском рынке сигарет и алкоголя. В 2009 г. Армения импортировала сигарет на сумму примерно $55 млн и алкогольных напитков – на сумму $23 млн. Это не составляет и 1% нашего импорта, поэтому не может играть существенную роль с точки зрения защиты внутреннего рынка. Правительство могло применить более эффективные меры для защиты внутреннего рынка, которые не нарушили бы международные обязательства. Например, можно при необходимости увеличить таможенную пошлину до 15% вместо нынешних 10%, после чего можно думать об изменении акциза. Эта разница станет значительным стимулом для внутреннего производителя. Возможно, ВТО и не успеет рассмотреть жалобу Украины. В рамках Программы Европейского соседства Армения взяла на себя и другое обязательство – отказаться от фиксированных налогов, применять для всех общий режим налогообложения. А сигареты даже при импорте облагаются фиксированным налогом. Конечно, при общем режиме тоже можно применять протекционизм. Авторитет ВТО уже не тот: многие страны нарушают сейчас правила организации. Если ВТО будет строго следить за выполнением своих правил, то половина государств мира окажется на скамье подсудимых, в том числе и США, Китай и ряд других держав. Украина также не будет исключением. Иск Украины против Армении больше имеет символическое значение, ведь, в конце концов, ВТО – это не международный суд. Однако, независимо от всего, было бы правильно, если бы правительство разработало более гибкую стратегию для защиты местного рынка.
Самвел Авагян