Среди весеннего изобилия выставок в Ереване как раз в эти дни проходит выставка под интригующим названием «Разведанная Армения». Шумное многолюдное открытие закончилось, и сейчас можно не торопясь осмотреть огромное по нашим меркам выставочное пространство Центра актуального искусства (НПАК), постоять у представленных произведений, всмотреться в них, подумать.
Уже войдя в фойе, понимаешь, что выставка сильно отличается от привычных галерейных экспозиций, зато хорошо вписывается в тот строй, который типичен для экспозиций авангардного, или, как сегодня принято говорить, актуального искусства. Действительно, чтобы соединить в одном пространстве живопись, графику, инсталляции из самых разномастных и разнотипных материалов, фотографии, видеоарт, требуется недюжинная изобретательность. Тут надо отдать должное молодому искусствоведу Седе Шекоян: первый большой проект, где она является куратором, несомненно, удался.
Среди достоинств этой выставки особенно ценна открытость для самых разных направлений, которая вообще-то выставкам актуального искусства свойственна еще меньше, чем традиционным. Точно так же, как организаторы респектабельных выставок изобразительного искусства игнорируют произведения авангардных течений, кураторы последних ни за что не допустят присутствия в своих проектах традиционных картин. Этот набивший оскомину взаимный снобизм уже давно стал настоящим препятствием для развития искусства и тех и других направлений. На этой выставке нашлось место для произведений самого различного толка и, как ни удивительно, от такого соседства никто не пострадал.
Такая же непредвзятость свойственна и Овсанне — сестре куратора. Она представила несколько инсталляций, выражающих ее отношение к разным сторонам жизни, — от школьного образования до экономической самостоятельности стран, чья валюта не привязана к доллару. Тут же можно увидеть ее живопись, основанную на впечатлениях от старых фотографий. В этих произведениях художница выражает свое отношение к недавнему советскому прошлому, причем довольно жестко и нелицеприятно. Она крупно, без прикрас пишет портреты, повторяющие арестантские фотографии в фас и в профиль. Почти такими же арестантами представляются подростки, позирующие на другом полотне. Надо сказать, к себе автор тоже относится без всяких сантиментов и пишет с фотографий автопортреты, выложенные крестом.
Как ни странно, у многих молодых авторов наблюдается своеобразная ностальгия по СССР. Это слово уместно писать в кавычках, ведь истинной ностальгии у этих авторов нет — они по возрасту не могут помнить советское прошлое. СССР для них — это миф, составленный из родительских воспоминаний и остатков каких-то артефактов вроде старых плакатов, на которых едва прочитывается «Миру мир». Такова одна из фоторабот А.Ованесян, вторая — «Лампочка Ильича» — еще более в тему, на ней бронзовая рука статуи Ленина, в которой — лампочка. Причем интересно, что молодые художники вовсе не идеализируют это прошлое, не пытаются навести на него глянец, скорее напротив: это прошлое в их исполнении вовсе не привлекательно, но оно их интересует, будоражит, заставляет всматриваться в него.
Но, конечно, гораздо больше занимают авторов современные реалии, которые по большей части не вызывают восторга. Недовольство зреет уже со школы, вуза. Сам процесс обучения, равно как и образование, выражается посредством текста. Эта тема появляется в работе А.Альберт «Письменная доска», которая именно школьную доску и представляет с начертанными на ней математическими формулами. Вообще на выставке довольно много текста. Изображение студентки (М. Григорян) в квадратной магистерской шапочке не столько нарисовано, сколько написано. З.Кроян текст своих посланий отдельными фрагментами записала прямо на стенах, В.Вардумян разместил текст на листах экспоната, имитирующего Книгу отзывов. Вообще то тут, то там на стенах залов можно заметить надписи, сопровождающие вас на протяжении всего осмотра выставки. Текстуальность выступает сама по себе, как некий иероглиф, знак, обозначающий послание, но не само послание. Вряд ли авторы столь наивны и рассчитывают на то, что этот текст будет кем-то прочитан. Текст в таком предъявлении превращается в своеобразное визуальное бормотание, подобно непрерывно бормочущим телевизорам, они размещены по всем залам, по ним прокручиваются материалы видеоарта.
На выставке звук голосов доносится отовсюду, создавая ощущение включенности в поток чьей-то жизни. Вероятно, так выражается стремление художников к подлинности, фиксации момента в потоке времени, остановке случайно брошенного взгляда. Приоритет документа над вымыслом, факта над фантазией очевиден едва ли не в каждой работе, независимо от того, в какой технике и из чего она выполнена.
Почему, зачем художники с таким трудом завоеванное в течение последних ста лет право на свободное самовыражение используют для того, чтобы в итоге предъявить некий более или менее осмысленный документ? Об этом можно только догадываться, но любое предположение — это всего лишь один из множества ответов. Возможно, причина в каком-то тотальном недоверии к зрителю, до которого можно достучаться и докричаться, только имея на руках факты, ведь не случайно даже нарисованные (и довольно прилично) работы — это по сути фотографии, выполненные вручную карандашом или кистью. Это даже не фотореализм, хотя к нему, пожалуй, можно отнести сверкающие грузовики с логотипом кока-колы (А.Аракелян), «портрет» пистолета (М.Согоян), изображения банок с краской, фрагментов мастерской и самого себя, сфотографированного откуда-то сверху (В.Гукасян). Но переведенные в рисунок серии фотографий с фрагментами митингов или эпизодами армейской службы (С.Ваноян и В.Будумян) — это уже вне рамок любых «измов», ведь перед нами фактически раскадровка к фильму, своеобразный рисованный фотокомикс, назначение которого довольно расплывчато.
Конечно, не все авторы порвали с художественным прошлым, Д.Симонян представил графическую серию деревьев, очень интересно вписанных в геометрические формы. А.Малоян в графических листах «Между небом и землей» подметила забавное сходство между воронами, повисшими на проводах, и привычно сидящими на корточках парнями. В акварелях А. Григорян обычные пассажиры ереванской маршрутки изображены с юмором и симпатией. А.Мартиросян создала почти декоративную, но жутковатую композицию, героями которой предстают красные раки.
Можно отметить интересные и вполне добротно выполненные графические листы Д.Нубаряна, зачем-то разложенные в ящиках на полу — смотреть неудобно. Но все же большинство авторов предпочитают обыгрывать на разные лады какой-то предмет или на худой конец — фотографию предмета. В общем, и это явление со времен эпатажных произведений Марселя Дюшана можно считать традиционным, но раньше мессидж в подобных работах был вполне адресный и подчас очень громкий. А тут и адреса нет, и децибелов — не крик, а скорее шепот. Может, это и к лучшему: приходится прислушиваться, чтобы среди бормотанья различить нужное и самое важное.
Тем не менее выставка получилась интересной и необычной, а по непредвзятости отбора и изобретательности, с которой сделана экспозиция, — одной из самых ярких за последние годы. Открыта выставка до июля, так что смотреть ее можно вдумчиво и без спешки.