Проведение в Армении мирных собраний не соответствует мировым стандартам – Омбудсмен

Анализ законодательства и правоприменительной практики в Армении показывает, что проведение мирных собраний по ряду критериев не соответствует мировым стандартам в этой сфере, сказал Защитник прав человека Армении Армен Арутюнян.

«Хотя законодательство сферы с 2004 года и приводилось в соответствие мировым стандартам, но имеющиеся в нем пробелы, неточности, различные комментарии приводят к различиям в правоприменительной практике», — отметил Омбудсмен, представляя во вторник внеочередной доклад о праве проведения мирных собраний в стране.

Как напомнил Арутюнян, международными прецедентами устанавливаются строгие ограничения прав на проведение митингов. Он добавил, что внесенные 17 марта 2008 года поправки в закон о митингах в Армении (установившие основания для запрета на проведение митингов и шествий – «Новости-Армения») заслужили негативной оценки не только со стороны экспертного сообщества Армении, но и Венецианской комиссии и БДИПЧ/ОБСЕ.

Поправки в закон «О проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций» были направлены на недопущение повторения событий 1-2 марта 2008 года в Ереване. Согласно внесенным изменениям, публичные мероприятия можно запретить, если они могут нанести ущерб государственной безопасности, общественному порядку, нравственности или здоровью общества, привести к нарушению конституционных прав и свобод других лиц

Арутюнян напомнил, что из-за критики международных структур и внутри Армении закон был вновь пересмотрен уже в мае.

Принятыми в мае армянским парламентом поправками в закон «О проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций» внесены уточнения в перечень оснований, при наличии которых мэрия может отказать в проведении массовых мероприятий, и порядок обжалования подобных решений, вводится понятие стихийных массовых мероприятий.

Защитник прав заметил, что закон в целом отражает мировую практику проведения подобных мероприятий, но в то же время содержит ряд норм, противоречащих европейским стандартам и прецедентам.

В частности, Арутюнян отметил, что основной целью массовых публичных мероприятий является свободное выражение и распространение своего мнения, выражать общественные мнения и настроения. По мнению Омбудсмена, эти условия неразрывно связаны с местом и временем проведения мероприятия, а их изменение приводит к потере смысла самого мероприятия, ограничивает его публичность, массовость, эффективность и косвенно ограничивает право на проведение подобного мероприятия.

Защитник заметил, что в законе не указываются основания для изменения административными органами места проведения митинга, предложения нового места, информирования об этом участников, а также нормы, регулирующие институт переговоров между организаторами и полномочными органами. По мнению Омбудсмена, также не устанавливает понятие руководителя мероприятия, что может привести к сложностям в отношениях участников мероприятия с правоохранительными органами.

Как напомнил Защитник прав, закон не регулирует порядок проведения собраний в ночное время, что не соответствует международным стандартам.

В результате, как заявил Арутюнян, неурегулированность или недостаточная урегулированность ряда положений препятствует осуществлению прав граждан на проведение мирных собраний, становлению демократии. Он также выразил мнение, что подобные пробелы в законодательстве привели к вынесению мэрией Еревана в 2008 году более 80 решений об отказе в проведении массовых публичных мероприятий.

На основании доклада, как проинформировал Защитник прав, в июне им будет представлен соответствующий законопроект, который должен рассматриваться в непосредственной связи с докладом.

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.