БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

Пока в Арцахе спокойно и размеренно готовятся провести 23 мая очередные парламентские выборы, в Баку, как обычно в таких случаях, разворачивается самая настоящая истерика. Высокие должностные лица разражаются однообразными и бессодержательными комментариями, суть которых сводится всего лишь к констатации того, что, дескать, «ни одно государство мира не признает Нагорный Карабах и проводимые там выборы». Между тем именно в нынешнем году сформировался достаточно интересный расклад как в контексте международного отношения к выборам в Арцахе, так и параллелей предвыборной ситуации в НКР и Азербайджане, где до выборов в Милли-меджлис остается полгода.

Заявления, звучащие из Баку, как обычно, лишены какой-либо конкретики и направлены главным образом на самоудовлетворение и самоутешение фактом международной непризнанности НКР. Причем раздаются они на самом высоком уровне, что лишний раз подчеркивает реальную обеспокоенность Баку не только тем непреложным фактом, что карабахские выборы состоятся в любом случае, но и бросающейся в глаза разницей между цивилизованностью организации и проведения выборов в НКР и той нервозной обстановкой, которая уже складывается в Азербайджане. Более того, есть все основания предполагать, что ситуация там будет последовательно взвинчиваться и может создать множество проблем для властей, которые по традиции прибегают исключительно к карательным мерам для подавления малейшего инакомыслия.

С суровым «осуждением» выборов в Арцахе выступили и администрация президента АР, и руководство ЦИК этой страны, и многочисленная когорта придворных депутатов, экспертов и политологов. «Выборы в Нагорном Карабахе не могут проводиться без разрешения правительства Азербайджана и Центральной избирательной комиссии страны, — нудно разглагольствует заведующий отделом по вопросам законодательства и юридической экспертизы администрации президента Шахин Алиев. — Ни о каких выборах в Нагорном Карабахе не может идти и речи, так как ни одна страна мира не признает независимость Карабаха, являющегося частью Азербайджана». Сей высокий чиновник отстал от жизненных реалий лет этак на 18-19, ибо ему, по всей вероятности, невдомек, что именно столько лет Нагорно-Карабахская Республика спокойно и регулярно проводит выборы без «разрешения» Азербайджана. Просветим также Алиева по поводу того, что с избранными властями республики встречаются многочисленные приезжающие в Степанакерт зарубежные функционеры.

Не откажешь в оригинальности и МИД Азербайджана, который выступил с «призывом к международной общественности не признавать итоги выборов в Карабахе», не преминув обратиться и в свою любимую ООН — впрочем, без какой-либо ответной реакции.

Видать, у Баку есть все основания опасаться такого признания, иначе к чему лишний раз «призывать» и тем самым привлекать внимание к вполне демократичной – насколько это возможно в находящейся на военном положении стране – процедуре выборов в Национальное Собрание НКР? Либо эта истерия – способ отвлечь внимание мировой общественности от ситуации в самом Азербайджане, где за 6 месяцев до выборов уже ведутся аресты и задержания представителей оппозиции, а власти открыто и громогласно заявляют о недопустимости реализации конституционного права граждан на свободу собраний и митингов. Достаточно сказать, что, по данным СМИ, в период 14-30 апреля полицейскими было задержано в общей сложности около 300 граждан, которые пытались воспользоваться этим правом. Нельзя не согласится с руководителем Института мира и демократии Лейлой Юнус, которая считает, что эти репрессивные меры являются акциями устрашения в преддверии парламентских выборов.

Есть, однако, и третий вариант объяснения нынешней крикливости алиевского режима. Дело в том, что, по состоянию на сегодняшний день, ни одна страна, кроме, естественно, Турции, и ни одна международная организация, за исключением ПАСЕ, о которой особый разговор – не заявили о том, что не признают выборы в Арцахе. Более того, как уже сообщалось в прессе, в республику прибыли около 100 международных наблюдателей. И пусть в Баку тешат себя надеждой на их неофициальный статус, довольно внушительное число иностранцев, среди которых представители США, Италии, Греции, Германии, Сербии, Чехии, Украины, Македонии, Франции и стран СНГ, говорит об активном интересе к выборам в НС НКР. Кстати, среди наблюдателей есть и лица с вполне официальным статусом, например, руководитель Военной академии Датского Королевства генерал-майор Карстен Меллер, возглавляющий международную исследовательскую группу.

Как водится в таких случаях, пресс-секретарь МИД Азербайджана Полухов заявил, что-де «лица, которые без разрешения азербайджанской власти совершают визит на оккупированные территории, будут внесены в специальный список лиц, нежелательных для въезда в страну». Остается обратиться к Полухову с традиционной просьбой «огласить весь список», если, конечно, последний не является плодом больной фантазии данного муаллима. Хотелось бы также узнать о результатах тех «проверок», которые каждый раз грозится провести МИД Азербайджана по случаю «незаконных» поездок иностранных граждан в Арцах. Но это так, к слову.

В реальности же нельзя не заметить, что в нынешнем году реакция мирового сообщества – в первую очередь стран-членов Минской группы – на выборы в НКР абсолютно спокойная. Что касается радостно подхваченного азербайджанскими СМИ заявления руководства Совета Европы и его Парламентской ассамблеи, то оно остается, пожалуй, единственным бальзамом на раны Баку, заботливо пролитым Чавушоглу. Другой вопрос, что ПАСЕ все более и более превращается – а под руководством турка процесс уже пошел форсированными темпами — в структуру, которую вопросы демократии и прав человека волнуют отнюдь не в первую очередь. В противном случае ПА была бы, наоборот, заинтересована в демократическом развитии Республики Арцах и приветствовала проводимые там выборы, обратив особое внимание на несравнимый уровень свобод и соблюдения прав человека в НКР и Азербайджане.

Так что искренне советуем азербайджанским политикам заняться ситуацией в собственной стране. Например, выполнить постановление Европейского суда по правам человека и освободить заключенных журналистов. Или попытаться понять, почему отчеты авторитетных международных организаций фиксируют последовательный регресс в соблюдении демократических прав и свобод в их стране, а лидер Азербайджана все чаще воспринимается в качестве не просто диктатора, а правителя-деспота, а то и вовсе султана. Так, содокладчик ПАСЕ по Азербайджану Андреас Херкель на недавнем заседании Мониторингового комитета без обиняков констатировал, что «ни одни выборы в Азербайджане не соответствовали европейским стандартам».

Нельзя, кстати, сказать, что в Баку совсем уже не озабочены этим – просто по привычке ищут причину там, где она и не ночевала. Сведущий человек сразу смекнет о чем речь: правильно, согласно официальной бакинской версии, в отсутствии прогресса в проведении выборов виноваты… армяне Арцаха. По крайней мере так считает секретарь ЦИК АР, заявивший следующее: «Оккупация азербайджанских земель оказала свое влияние на выборный процесс в Азербайджане». Как тут не вспомнить один из документов той же ПАСЕ, в котором недостаток демократии в Азербайджане прямо объяснялся неурегулированностью карабахской проблемы…

Завтра Республика Арцах проведет очередные выборы в Национальное Собрание. В Баку могут сколько угодно тешить себя мыслью о том, что их итоги «не будут признаны». Главное, что их признает народ Карабаха, а все остальное – вопрос времени. И в этом плане иллюзий у Азербайджана быть не должно.

Марина ГРИГОРЯН

Источник: Общественно-политическая газета «Голос Армении»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.