ПОПРАВКИ В ИК: ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ И АКТУАЛЬНЫЕ

В ходе нынешней четырехдневки депутаты рассмотрели сразу 2 законопроекта, предполагающих изменения и дополнения в Избирательный кодекс. Один из них разработало правительство, второй — инициирован руководителем фракции «Наследие» Арменом Мартиросяном, третий (тоже из области избирательного законодательства) — за авторством депутата Анаит Бахшян — ждет в повестке своей очереди. Первый законопроект парламент принял большинством голосов, второй тем же большинством отклонил. Причем не потому, что предлагаемые поправки оказались неприемлемы, а потому, что они преждевременны. Коалиция проголосовала не против содержания, а против формата, поскольку коалиционная тройка планирует осенью инициировать поправки в ИК, заявил руководитель фракции РПА Галуст Саакян. Однако по порядку.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в ИК не получил положительного заключения ни в парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, ни в правительстве и не вошел в повестку НС. Тем не менее, воспользовавшись соответствующим пунктом Регламента НС, фракция «Наследие» потребовала во внеочередном порядке обсудить на заседании парламента инициированный ею документ. Что, собственно, и было сделано в уже знакомом ускоренно-усеченном режиме.

Итак, автор предлагает перейти полностью на пропорциональную избирательную систему, обеспечить финансовую прозрачность избирательной кампании — от формирования фондов до расходов их средств, зафиксировать равные условия для агитации в СМИ, в частности, установить ценовую планку, не превышающую среднюю стоимость коммерческой рекламы, повысить процент женщин в списках кандидатов. Разумеется, депутат не обошел вниманием избирательные списки. Согласно действующему ИК, на избирательных участках до выборов вывешиваются списки избирателей. Во избежание фальсификаций А.МАРТИРОСЯН предложил публиковать также списки проголосоваваших на выборах избирателей. По словам парламентария, цель единственная: усовершенствовать ИК и избирательный процесс максимально приблизить к демократическим стандартам, что, по его мнению, положительно скажется на росте доверия общественности к выборам.

Представляющий мнение парламентской комиссии депутат от АРФД, заместитель председателя комиссии Артюша ШАХБАЗЯН прежде всего отметил, что оказался единственным членом комиссии, проголосовавшим за одобрение документа. Он отметил, что заключения правительства на заседании комиссии представлено не было, ибо в комиссии не было обсуждения по содержанию законопроекта как такового. По его словам, речь шла лишь о целесообразности представления этого документа, поскольку подобные проекты правильнее представлять в результате консенсуса парламентских фракций. А его (консенсуса) ждать осталось недолго: есть предварительная договоренность с руководством ПАСЕ о том, что осенью 2010 года начнется работа над усовершенствованием ИК, а в начале 2011-го проект получит окончательный вид и будет представлен на одобрение парламента. А.Шахбазян напомнил, что реформирование ИК указано также и в заключении ВДК по событиям 1-2 марта, посему затягивать этот процесс не следует.

Целесообразность законопроекта лежит не только в политической плоскости, и правительство не одобрило документ по ряду иных причин, ввиду которых принятие документа на данный момент неправомерно, заявил представлявший заключение правительства министр юстиции Геворк ДАНИЕЛЯН. А уж насколько они (причины) убедительны, судите сами. По его словам, с принятием документа, в частности, возникнет необходимость внести поправки в десяток законодательных актов, дабы избежать противоречия. «Это серьезная проблема правовой техники, а в случае противоречий не всегда предпочтение будет отдано ИК», — отметил Г.Даниелян, добавив также, что принятие документа повлечет неоправданные финансовые расходы. Кроме того, положения документа, к примеру, требование опубликовать список принявших участие в выборах, противоречат Конституции, в связи с чем есть решение КС от 2003 года. А еще, по словам министра, попытки автора минимизировать возможность избирательных фальсификаций нарушают принципы избирательного права.

Как бы то ни было, но фракция АРФД высказалась за принятие документа. Руководитель фракции АРФД Ваан ОВАННИСЯН отметил, что парламент постоянно меняет ИК, потому что власть для своего воспроизводства находит все новые методы. «Если представляющие власть партии столь уверены в любви народа, почему не хотят перейти на 100-процентную пропорциональную систему, ведь в таком случае в парламенте будут только они? Если есть такая уверенность, почему не хотят опубликовать списки принявших участие в выборах? — риторически вопросил депутат. — Я не вижу здесь проблемы, которую нельзя решить, но уверен, что, когда дело дойдет до согласования с фракциями, в итоге будут сделаны лишь пара-тройка косметических поправок, как это уже было. Нужно один раз принять такой ИК, чтобы каждый раз перед новыми выборами не возникал такой ажиотаж».

В свою очередь и Артюша Шахбазян, и Армен Мартиросян напомнили, что изменения в ИК должны были внести еще в 2008-м временной комиссией, в которую входили и внепарламентские силы, когда был проект разработан, но на этом все и остановилось. Почему же до сих пор, спустя 2 года, этого не сделано? Оппозиционные депутаты не уверены, что в 2011-м будет обновленный ИК, считая, что для власти куда целесообразнее поправки осуществить в преддверии выборов, когда ясна политическая конъюнктура.

Из представителей коалиционных партий вступил лишь руководитель фракции РПА Галуст СААКЯН. По его словам, все поднятые проблемы являются предметом обсуждения и для коалиционных партий, тем более что ИК противоречит закону о партиях. «Мы не против законопроекта, есть много вопросов, по которым наши мнения совпадают», — отметил Г.Саакян, добавив, что к изменениям «должны быть готовы все команды», ибо это «самый главный политический документ, нуждающийся в политическом решении». Он предложил снять вопрос с повестки с условием впоследствии обсудить его совместно.

Что касается инициированного правительством пакета законодательных изменений в ИК и законы «О прокуратуре», «О специальной следственной службе», то он был принят 85 голосами «за», 2 воздержавшимися, против не проголосовал никто. Парламентская комиссия по государственно-правовым вопросам дала положительное заключение.

Как отметил министр юстиции Геворк Даниелян, необходимость в принятии документа обусловлена предложениями Группы стран по борьбе с коррупцией GRECO, согласно которым нужно пересмотреть порядок лишения неприкосновенности прокуроров и судий, снизив степень участия вышестоящих должностных лиц (президента, парламента и генпрокурора). Кроме того, в GRECO видят необходимость лишить неприкосновенности наделенных действующим ИК этим правом кандидатов в депутаты, в руководители общин и в члены совета старейшин, членов Центризбиркома и областных избиркомов. Впрочем, по словам министра, причиной предложенных поправок послужили не только предложения GRECO, но и Конституция, в которой четко очерчен круг лиц, обладающих правом неприкосновенности. Посему возникла необходимость привести ИК и два других закона в соответствие с Основным Законом страны.

В то же время из данного пакета законодательных изменений были изъяты проекты поправок в Судебный кодекс и закон «О Конституционном суде», поскольку, согласно Конституции, судья и член КС обладают правом неприкосновенности. Посему требование GRECO пересмотреть процедуру лишения неприкосновенности судий не соответствует Конституции страны, заключил министр, добавив, что круг лиц, пользующихся неприкосновенностью, будет ограничен президентом, депутатами, судьями и защитником прав человека.

Аревик ЧИЛИНГАРЯН

Источник: Общественно-политическая газета «Голос Армении»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.