Армения, ПАСЕ и укрепление позиций России в «Большой игре» — политическое обобщение за неделю

Самым значимым событием прошедшей недели для Армении можно назвать визит в Ереван председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы, этнического турка Мевлюта Чавушоглу. В числе заслуживающих внимание событий — официальный визит президента России Дмитрия Медведева в Турцию, в ходе которого были сделаны ряд заявлений относительно армяно-турецких отношений и будущего карабахского вопроса, а также 27 региональная конференция Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в которой, наряду с представителями более 40 стран, принял участие и министр сельского хозяйства Азербайджана.

Также на прошлой неделе Совет министров иностранных дел ЕС выдал Еврокомиссии мандат на ведение переговоров о заключении двухсторонних соглашений об ассоциации между ЕС и странами Южного Кавказа.

 

Председатель ПАСЕ или гражданин Турции?

Визит Чавушоглу — очередного еврочиновника, пусть даже и высокого ранга, не привлек бы к себе особого внимания, если бы председатель ПАСЕ не воспринимался скорее как представитель турецких властей. Определенная «заслуга» в этом принадлежит самому Чавушоглу, который, скорее всего, получил свой пост, чтобы Турция почувствовала себя более европейским государством.

Недовольство армянской стороны (помимо субъективного отношения Чавушоглу к карабахскому вопросу) было вызвано тем, что глава ПАСЕ отказался посетить Мемориал памяти жертв Геноцида армян. Кстати, Совет Европы признал геноцид еще в 1987 году. В связи с этим, парламентская фракция партии «Дашнакцутюн» в знак протеста не приняла участия во встрече фракций армянского парламента с Чавушоглу. Сам он призвал уважать его решение не посещать Цицернакаберд.

Президент Армении Серж Саргсян в ходе встречи с Чавушоглу выразил надежду на то, что визит делегации ПАСЕ поможет составить более объективное мнение относительно имеющихся в Армении и регионе вызовов и поспособствует углублению сотрудничества между Арменией и Советом Европы. В свою очередь глава ПАСЕ сказал, что наладил тесное сотрудничество с парламентской делегацией Армении и отметил прогресс страны в процессе реализации демократических реформ и борьбы с коррупцией.

На пресс-конференции по итогам своего визита Чавушоглу сообщил, что ПАСЕ не направит своих наблюдателей на парламентские выборы в Нагорный Карабах, поскольку он является зоной «замороженного» конфликта. Также он сказал, что подкомитет ПАСЕ по карабахскому вопросу, приостановивший свою деятельность около года назад, если и будет воссоздан, не будет дублировать Минскую группу ОБСЕ. Чавушоглу также заявил о намерении продолжить встречи по Карабаху с главами армянской и азербайджанской парламентских делегаций в структуре. Он подчеркнул, что уверен в своей объективности в отношении Азербайджана и Армении.

Как считает армянский эксперт Рубен Мелконян, чрезмерное вовлечение председателя ПАСЕ в различные вопросы, касающиеся Армении или карабахского конфликта, нежелательны для Еревана, так как он является активным представителем действующей правящей партии Турции, и у него есть сложности с сопоставлением европейских и турецких ценностей.

 

Россия закрепляется на Ближнем Востоке

Россия после достаточно долгой относительной пассивности вновь закрепила свои позиции Большом Ближнем Востоке. После визита в Сирию, сотрудничество Москвы с которой также набирает обороты, 11 мая президент Медведев посетил Турцию. В ходе визита Россия и Турция подписали около двадцати договоров в сфере экономики. По приблизительным подсчетам, общая стоимость согласованных проектов составляет порядка $30 млрд. Страны реально вышли на уровень полномасштабного стратегического партнерства.

Что дает и чем грозит Армении сближение России и Турции? Часть армянского общества и некоторые представители властей традиционно рассматривают этот вопрос сквозь «черно-белую призму»: любое сотрудничество Россия с Турцией – это априори плохо для Армении. Рациональное зерно в этом есть, но уж очень оно незначительное. Слишком много факторов сегодня влияет на политику России в регионе. Любые однозначные выводы по данному вопросу –  результат «гадания на кофейной гуще».

По мнению тюрколога Артака Шакаряна, долгосрочного политического сотрудничества между Россией и Турцией не может быть, несмотря на краткосрочное совпадение экономических интересов двух стран.

Армению в этих отношениях интересует любое развитие относительно «двух с половиной» взаимосвязанными вопросов –Геноцида армян, карабахского конфликта и открытия границ. В ходе визита Медведева вопрос Геноцида публично ни разу не поднимался.

Что касается нормализации армяно-турецких отношений, то пассивная позиция России на фоне активизации политики «звездно-полосатого голубя мира» оставляла долгое время всех в недоумении. Теперь, когда «протокольный» этап нормализации, инициированной США, провалился, можно сделать вывод о том, что Россия прекрасно осознавала бесперспективность этой инициативы. Как никак, а ментальность Армении и Турции, (и Азербайджана в том числе) ей известна намного лучше, чем вашингтонским политтехнологам. Сказывается эффект присутствия, которого России не занимать. Кремль сегодня лучше всего годится на роль модератора в армяно-турецком процессе. Лишь его доводы являются равнозначно приемлемыми для Армении и для Турции. Публично Медведев лишь выразил надежду на то, что стороны смогут достичь необходимых решений и восстановить отношения в полном объеме.

 

Карабахский вопрос между Москвой и Анкарой

Однако самым значимым для Армении можно назвать высказывания лидеров России и Турции относительно карабахского конфликта. В первый же день Медведев на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Турции Абдуллой Гюлем сказал, что Москва и Анкара намерены содействовать укреплению стабильности в кавказском регионе и, в частности, разрешению нагорно-карабахского конфликта. Затем Медведев отметил прогресс в переговорном процессе по карабахскому конфликту и выразил уверенность в том, что при наличии доброй воли и склонности к разумным компромиссам возможно добиться результатов. К кому были адресованы слова про разумный компромисс, и что под этим подразумевает Россия, остается лишь гадать.

По мнению тюрколога Артака Шакаряна, муссирование темы Карабаха на пресс-конференциях лидеров России и Турции может свидетельствовать о том, что эти две страны достигли каких-то соглашений и в будущем возможна активизация в данном вопросе. В то же время как считает директор Института востоковедения НАН Армении, профессор Рубен Сафрастян, вовлечение Турции в процесс урегулирования карабахского конфликта не исходит из интересов России.

На минувшей неделе глава МИД Армении Эдвард Налбандян в Брюсселе встретился с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и личным представителем Действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком. В повестке встречи были вопросы, связанные со сближением позиций сторон вокруг мадридских принципов урегулирования карабахской проблемы, которые в частности предусматривают возвращение беженцев в зону конфликта и гарантированный мир в зоне конфликта при содействии международных сил.

Стоит подчеркнуть, что министр обороны Нагорно-Карабахской Республики Мовсес Акопян выступил против размещения в Карабахе иностранных вооруженных сил и сказал, что карабахская армия — самая миротворческая армия в регионе для народа страны. По его словам, в случае возможного возобновления Азербайджаном военных действий в зоне конфликта, Степанакерт окончательно решит карабахскую проблему, легко выполнив поставленные перед армией обороны задачи.

 

Конференция FAO и сентиментальный азербайджанский министр

27 региональная конференция Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН (FAO) прошла на минувшей неделе в Ереване. Как заявил генеральный директор FAO Жак Диуф в ходе встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном, FAO готова продолжить содействие развитию сельского хозяйства в стране и отметил, что организация довольна уровнем сотрудничества с Арменией. В свою очередь президент Саргсян отметил важность сотрудничества с FAO.

В конференции принимал участие и министр сельского хозяйства Азербайджана Исмет Аббасов. По его словам, Армения и Азербайджан могут восстановить сотрудничество во всех сферах после разрешения карабахского конфликта. Примечательно, что министр, скорее всего в знак доброй воли, заговорил с журналистами по-армянски, и даже поделился воспоминаниями о своем детстве, проведенном в Ереване. Совпадение ли нет, но мониторинг ОБСЕ, проходивший в тот же день на границе НКР и Азербайджана, прошел без инцидентов. Это на фоне того, что с начала года азербайджанская сторона нарушила режим прекращения огня 1442 раза, а карабахская сторона открывала ответный огонь всего в 333 случаях.

 

Игры в европейское соседство

На минувшей неделе еврокомиссар по расширению и европейской политике добрососедства Штефан Фюле в Брюсселе сделал, наверное, одно из самых честных политических заявлений в истории современной Европы. По его словам, политика «Европейского соседства» является игрой, в результате которой выигрывают все стороны – чем активнее страны «европеизируются», тем больше положительная реакция ЕС.

Что касается других инициатив ЕС, то Совет министров иностранных дел 27 стран Евросоюза одобрил переговорные рамки, выдав Еврокомиссии мандат на ведение переговоров о заключении двухсторонних соглашений об ассоциации между ЕС и Арменией, Азербайджаном и Грузией, которые заменят действующие двухсторонние договора о партнерстве и сотрудничестве. Верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон по этому поводу сказал, что заключение соглашений открывает для стран Южного Кавказа перспективу политической ассоциации и постепенной экономической интеграции с ЕС на базе программы «Восточного партнерства».

По мнению же главы МИД России Сергея Лаврова, программа «Восточного партнерства» со странами СНГ может быть ущербной для отношений России с этими странами, но пока особых причин для беспокойства нет.

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.