Турция пыталась использовать процесс нормализации отношений с Арменией для достижения проазербайджанского решения нагорно-карабахского конфликта, считает координатор программ Института гражданского общества и регионального развития, политолог Шушан Хатламаджян.
Президент Армении Серж Саргсян подписал 22 апреля указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов об установлении и развитии отношений, подписанных 10 октября 2009 года главами МИД Армении и Турции в университете Цюриха. Решение президента вызвано неконструктивной позицией Анкары, выдвигающей предусловия по карабахской проблеме и вопросу признания Геноцида армян.
«Необходимо понять, что Турция связывала очень серьезные надежды с тем, что армяно-турецкий процесс повлияет на армяно-азербайджанские отношения и урегулирование карабахского конфликта», — сказала Хатламаджян на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе в пятницу.
По ее словам, во время встреч с турецкими экспертами и дипломатами, турецкая сторона неоднократно заявляла о наличии предусловий по Карабаху.
Как заметила Хатламаджян, турецкая сторона признавала, что в тексте протоколов нет упоминания о Нагорном Карабахе, однако устно заявляла о наличии предусловий.
К тому же, как считает политолог, Армении было выгодно отсутствие в тексте протоколов предусловий по Нагорному Карабаху, тогда как Турция, по ее мнению, имела договоренности с присутствовавшими на подписании документов в Цюрихе представителями иностранных государств и международных структур, о наличии предусловий.
Говоря о проазербайджанской позиции Турции в карабахском вопросе Хатламаджан отметила, что в этом нет ничего противоестественного, поскольку Турция является союзницей Азербайджана, интересы двух государств во многом совпадают.
«В формате, в котором проводятся переговоры, знают о том, что Армения против участия Турции в переговорах и о причинах подобного решении», — подчеркнула она.
В последнее время в различных СМИ все чаще муссируется информация о том, что Турция пытается стать сопредседателем МГ ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, в которую сейчас входят три страны – США, Россия, Франция, однако официальный Ереван категорически против этого. Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Источник: АМИ «Новости-Армения»