Греческая Kathimerini English приводит статью Мэтта Робинсона о последних развитиях в процессе армяно-турецкого примирения. NEWS.am приводит статью с некоторыми сокращениями:
Крах плана положить конец столетней вражде между Арменией и Турцией может иметь серьезнейшие последствия в споре вокруг Нагорного Карабаха, пороховой бочки в регионе вблизи нефтегазового коридора на Запад.
Мирная инициатива между двумя игроками в сложной сети отношений на Южном Кавказе рухнула, когда Армении приостановила ратификацию армяно-турецких протоколов. По словам экспертов, соглашение, по которому установились бы дипломатические отношения и открылась бы их сухопутная граница, уже была в тупике, поскольку ни один из парламентов стран не одобрил его. Однако его приостановление оставила другую, потенциально взрывоопасную проблему висящей на волоске — судьбу Нагорного Карабаха, горного региона, который Азербайджан потерял в пользу поддерживаемых армянами сил в кровавом этническом конфликте, сопровождавшем распад Советского Союза в 1991 г.
Многие надеялись, что нормализация отношений между Арменией и Турцией позволила бы разблокировать переговоры в отношении этого анклава, который самостоятельно управляет своими делами при поддержке Армении после отделения от Азербайджана. Он связан с Арменией через небольшой коридор.
Азербайджан, близкий союзник Турции и энергетический партнер, рассматривал это соглашение как измену, потенциально лишающую ее рычагов воздействия на Армению в переговорах по Нагорному Карабаху.
Аналитики говорят, что приостановление процесса мало чего сделает для того, чтобы унять опасения азербайджанцев. «Этот процесс оставил Азербайджан в изоляции и фактически сделал его уязвимым в рамках его внешней политики,— сказал Сванте Корнелл из Института Центральной Азии и Кавказа.— Он также оставил руководство Армении в ослабленном состоянии и, таким образом, больше разочарования и чувства небезопасности — последнее, в чем нуждается регион».
США и Россия поддержали это соглашение как средство стабилизации на Южном Кавказе и стимулирования более обширной торговли и процветания.
Турция могла бы заработать дипломатическую похвалу на Западе в то время, когда она стремится стать членом ЕС. Армения, не имеющая выхода к морю, выиграла бы от открытия своей западной границы, закрытой Турцией в 1993 г. в знак солидарности с Азербайджаном.
Вашингтон на прошлой неделе заявил, что соглашение пока не мертво, но может потребоваться больше времени для того, чтобы «дать новый импульс». Однако, как говорят дипломаты, они видят мало шансов, что Турция перестанет требовать от армянской стороны уступок в отношении Нагорного Карабаха или что Армения согласится на это в обмен на открытие границы.
Эта мирная инициатива стала причиной серьезно натянутых отношений между Турцией и Азербайджаном, повлияв на переговоры о поставках газа через планируемый газопровод Nabucco, через который предусматривается в обход России поставлять газ в Европейский cоюз.
Азербайджан в конце прошлого года заключила сделку о продаже большего количества газа России, чей проект газопровода «Южный поток» является основным конкурентом Nabucco. Такие сделки будут отводить поставки от Nabucco, и станет еще труднее сдвинуть с места этот проект.
Исходя из того, что Вашингтон был главной движущей силой армяно-турецкой оттепели, в этом месяце Азербайджан отменил совместные военные учения с США и пригрозил пересмотреть их «стратегическое партнерство».