Турецкая Hurriyet Daily News опубликовала статью Барчина Йинанча «24 апреля: время для оптимизма и пессимизма». NEWS.am приводит статью с сокращениями:
Когда Турция начала процесс примирения с Арменией, она преследовала две цели: сдержать усилия Армении по признанию Геноцида и найти решение для нагорно-карабахского конфликта в обмен на нормализацию отношений и открытие границ.
Однако нагорно-карабахский аспект потерялся в этом процессе. Это было самой серьезной ошибкой, которая сделала этот процесс обреченным на провал.
Турция должна была держать карабахский аспект на виду и, по крайней мере косвенно, вовлечь в это азербайджанцев. Заявления правящей Партии справедливости и развития (ПСР) о том, что Баку ставили в курс дела на всех этапах, никогда не отражали истину. Администрация Ильхама Алиева не только утверждает, что она находилась в неведении, но также подчеркнула, что необходимо было консультироваться, а не просто информировать.
Скорее всего, по мнению нынешнего правительства, понятие «два государства, один народ» означает «Анкара решает, Баку следует». Поскольку эту концепцию не так понимают в Баку, правительство ПСР врезалось в стену.
Именно поэтому премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган бросился к Азербайджану и сделал свое знаменитое заявление о том, что подписанные с Арменией протоколы о нормализации не пройдут в парламенте, пока не будет достигнуто решение по Карабаху. Я считаю, что тем самым он нанес смертельный удар по процессу примирения, и именно в это время процесс застрял.
Армяне, однако, оказались лучше в неправильном управлении процессом. Решение Конституционного суда Армении подарило алиби, которых искала ПСР, на золотом блюдце. Турция не потеряла и минуты, чтобы воспользоваться решением суда и скрыть свое нежелание проводить протоколы через парламент.
Армяне совершили еще большую ошибку, приостановив процесс ратификации перед ежегодным выступлением президента США 24 апреля. Если Ереван считал, что может оказать давление на президента США Барака Обаму, чтобы тот использовал слово «геноцид», он, наверное, еще раз увидел, что стратегические интересы перевешивают нравственные ценности. Не только не было использовано слово «геноцид», но и приостановление Арменией процесса ратификации сделало так, что теперь с Турции взятки гладки.
Рассматривая нынешнее положение дел, правительство может использовать эту возможность для того, чтобы перестроить свою политику в отношении того, как справиться с претензиями армян о Геноциде.
Правительство пыталось вести переговоры с Арменией, чтобы убедить ее в том, что нужно создать комиссию экспертов, которая будет исследовать прошлое. Но реальной противной стороной Турции в связи с прошлыми трагическими событиями являются анатолийские армяне, некоторые из которых живут в Турции, а другие разбросаны по всему миру. Если мы хотим посмотреть в лицо нашему прошлому и примириться с нашими ошибками, нам нужно начать прежде всего с армянской общины Турции. Вся дискуссия проходит в отсутствие турецких армян. Нам нужно немедленно принять меры по улучшению их прав и отреагировать на любые их потребности, будь то восстановление их церквей или решение проблем их организаций. Нам нужно начать общаться также с представителями армянской диаспоры.
Поступая так, мы должны подтвердить тот факт, что Турция закрыла свои границы с Арменией не из-за ее усилий по признанию Геноцида на международном уровне, но из-за оккупации Нагорного Карабаха. И в то время, когда внутренний процесс примирения с прошлым будет ускоряться в Турции, претензии о Геноциде станут менее важным вопросом, тогда как Карабах будет оставаться основным препятствием в отношениях с Арменией.