Пакетом дополнений и изменений в трудовое законодательство Армении предлагается внедрить институт устного договора между работодателем и наемными работниками при приеме на работу.
Национальное собрание Армении 27 апреля приняло в первом чтении подготовленный правительством страны пакет законодательных дополнений и изменений в Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы «О Государственной инспекции по труду» и «Об оплате труда».
Сенсационным в пакете законодательных «изменений и дополнений» является предложение о внедрении так называемых «устных договоров» между работодателями и наемными работниками при приеме последних на работу. То есть предлагается «де юре» оформить то, что у нас в массовом порядке наличествует «де факто».
По данным официальной статистики, в январе текущего года численность экономически активного населения составляла 1157,9 тысяч человек, а количество занятых – 1075,5 тысяч человек. Получается, что почти 93% трудоспособных граждан имеют работу. Такого грандиозного показателя не было даже в советское время, когда в 60-ых участковые милиционеры рьяно выискивали по домам «тунеядцев», для их принудительного трудоустройства.
А ларчик просто открывается. Согласно методологии, занятыми, наряду с прочими, считаются и те лица, которые выполняют «временную, сезонную, случайную или разовую» работу.
То есть те лица, которым потенциально светит «устный договор». Любопытно, что согласно той же методологии Национальной статистической службы, «скрытыми занятыми» считаются наемные работники, работающие с работодателями по устной договоренности! То есть без надлежащего оформления договора, приказа или других документов, предусмотренных пока что действующим трудовым законодательством.
Предложения правительства, если они будут окончательно приняты парламентом страны, открывают поистине безграничные возможности для работодателей, склонных к махинациям. Теперь можно будет на вполне законных основания осуществлять то, что ранее являлось нарушением закона. Но, если уж мы идем по пути построения цивилизованного общества, предполагающего и цивилизованные отношения в сфере занятости, то данное предложение вполне обоснованно можно квалифицировать как «шаг назад». Так что в этой инициативе проявляется бессилие правительства в борьбе с так называемыми «устными договорами».
Имеется и другой, не менее важный аспект проблемы. Внедрение института устных договоров между работодателями и наемными работниками намного осложнит учет численности наемного персонала, станет непреодолимым барьером в деле защиты прав наемных работников. К тому же не исключается, что в этих условиях ухудшится соотношение между пенсионерами и занятыми (по которым выплачиваются социальные платежи), которое в Армении и без этого докатилось до катастрофически низкой величины.