NEWS.am приводит статью Питера Бэйкера в The New York Times. Автор затрагивает тему выступления президента США Барака Обамы 24 апреля – в День памяти жертв Геноцида армян:
Президент Обама, который, когда еще был кандидатом в президенты, пообещал использовать термин «геноцид», чтобы охарактеризовать массовые убийства армян в Османской империи почти сто лет назад вновь отказался сделать это в субботу, отмечая годовщину начала убийств.
Пытаясь встретить один из наиболее полных эмоций вызовов внешней политики, Обама выступил с заявлением в память о жертвах убийств, но постарался избежать того, чтобы испортить отношения с Турцией, союзником по НАТО, который категорически отвергает клеймо «геноцид».
«В этот священный памятный день мы хотим напомнить, что 95 лет назад началось одно из самых страшных зверств 20-го века, — сказал Обама в своем заявлении, в котором во многом повторялся тот же язык, который он использовал в этот день год назад. — В это темное время в истории 1,5 млн. армян были убиты или шли на смерть в последние дни Османской империи».
Когда он был кандидатом в президенты и стремился получить голоса примерно 1,5 млн. американских армян, Обама не постеснялся использовать термин «геноцид» и подверг критике администрацию Буша за отзыв посла, который посмел произнести это слово. Будучи сенатором, он поддержал закон, квалифицирующий убийства как геноцид, и в заявлении от 19 января 2008 г. он сказал, что «Геноцид армян — это не голословное утверждение, личное мнение или точка зрения, а широко документированный факт».
Два года спустя на посту президента он уже не использует подобный язык, хотя, как и год назад, он дал понять армянам, что он еще так думает. «Я последовательно высказывал свою точку зрения относительно того, что произошло в 1915 г., и мое видение истории не изменилось,— сказал он.— Это в наших интересах — увидеть достижение полного, искреннего и справедливого признания фактов».
Его заявление было сделано в то время, когда этот вопрос стал источником напряжения в отношениях между Соединенными Штатами и Турцией и когда усилия примирения между Турцией и Арменией, которые поддерживал Обама, кажется, зашли в тупик.
В марте Комитет по внешним сношениям Палаты представителей США проголосовал за то, чтобы осудить убийства как акт геноцида, игнорируя сделанный в последнюю минуту администрацией Барака Обамы призыв отказаться от голосования, поскольку оно ставит под угрозу усилия по армяно-турецкому примирению. В знак протеста Турция на короткое время отозвала своего посла из Вашингтона.
Армения объявила 22 апреля, что она приостанавливает ратификацию мирных соглашений с Турцией, по-видимому, потому, что она возмущена тем, что Турция выдвигает новые требования. Армения утверждает, что она не полностью отказывается от мирного процесса, однако аналитики указывают на то, что правительство Армении считает: Турция пытается оказать на нее давление, чтобы достичь отдельного мирного соглашения с другим соседом, Азербайджаном, близким союзником Турции.
Хотя в заявлении президента Обамы не использовался термин «геноцид», оно было достаточно сильным, чтобы вызвать резкое заявление МИД Турции, в котором его речь названа отражением одностороннего политического восприятия. «Третьи страны не имеют ни права, ни полномочий судить об истории армяно-турецких отношений с политическими мотивами», — говорится в заявлении.
Между тем, Армянский национальный комитет Америки осудил «эвфемизмы и уклончивую терминологию» в заявлении Обамы и назвал его «очередной позорной капитуляцией перед угрозами Турции». «Сегодня мы присоединяемся к армянам в Соединенных Штатах и во всем мире, выражая наше крайнее разочарование тем, что президент так и правильно не осудил и не помянул Геноцид армян»,— сказал Кен Хачикян, председатель комитета. Он добавил, что отказ Обамы выполнить свое предвыборное обещание «позволяет Турции ужесточить свою политику затыкания рта в связи с политикой США в отношении геноцида».