Пока мир ожидает заявления президента США Барака Обамы в связи с 95-ой годовщиной Геноцида армян, Турция обдумывает свои шаги после решения Армении приостановить ратификацию протоколов о нормализации двусторонних отношений, подписанных в прошлом году.
По словам министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу, для Анкары решение Еревана не стало неожиданностью. Он заявил, что Турция стремится к «параллельной парламентской ратификации», чтобы нормализовать отношения с соседней Арменией, считая это выходом из тупика.
Напомним, что ни Турция, ни Армения не ратифицировали протоколы, подписанные главами МИД этих стран в октябре в Цюрихе.
Причина проста. По мнению Еревана, Турция ставит предусловия, которые не приемлемы для Армении, в частности, чтобы был решен нагорно-карабахский спор между Арменией и Азербайджаном.
«Мы подумаем о том, чтобы идти дальше, когда будем убеждены в том, что в Турции есть надлежащие условия, а также руководство в Анкаре, готовое возобновить процесс»,— заявил президент Армении Серж Саргсян в своем телеобращении 22 апреля по поводу приостановки ратификации протоколов.
«Для нас это не неожиданность,— заявил Hürriyet Daily News Давудодлу.— Армения приняла одностороннее решение в результате своего внутреннего процесса. Однако положительным моментом является то, что они подтвердили, что продолжат процесс».
Министр также выразил надежду на более благоприятный климат в обеих странах, сказав, что «если довести до конца процесс [нормализации], это будет только полезным для обеих сторон, а также региона в целом», и предложил процесс «параллельной ратификации» в ответ на обещание Еревана не предпринимать каких-либо дальнейших шагов, пока турецкий парламент первым не ратифицирует протоколы.
«Для нас важна параллельность. Неважно, когда произойдет ратификация. Я думаю, что пока шанс остается открытым,— сказал он.— Я вижу, с какими трудностями сталкиваются Саргсян и Армения. Но опасения Турции тоже должны быть правильно проанализированы», — заявил Давудоглу.
Также Давудодлу поведал о своей встрече с госсекретарем США Хиллари Клинтон. По его словам, в процессе беседы стороны согласились с мнением о необходимости продолжить процесс. «Мы надеемся, что этот процесс завершится мирно,— сказал он.— Я думаю, еще есть шанс прийти к общему взгляду».
В свою очередь Шюкрю Элекдаг, стамбульский депутат от оппозиционной Народно-республиканской партии и член Комитета по внешним сношениям парламента, заявил, что Армения пытается заставить Обаму произнести слово «геноцид» в своем выступлении 24 апреля.
«Многие ожидают, что в своем заявлении Обама, как и в прошлом году, использует выражение „Мец егерн“ на армянском языке, что означает „Великая катастрофа“, а не „геноцид“,— сказал Элекдаг турецкому изданию.— Обама (хотел) оправдать свою позицию, указывая на то, что в настоящее время идут переговоры между Турцией и Арменией. Теперь Армения пытается лишить его такого объяснения».
По словам Мурата Мерджана, председателя Комитета по внешним сношениям парламента, заявления Саргсяна не приводят к какому-либо изменению статуса.
«Ереван просто сообщил, что не поставит (вопрос) на повестку дня парламента,— сказал Мерджан Daily News.— Они, может быть, хотят обратить внимание международного сообщества к (претензиям о Геноциде). Заявление непосредственно перед 24 апреля может быть истолковано лишь таким образом. Но большие государства не определяют свою позицию (под влиянием) подобных заявлений».