Счета от ЗАО «АрмРосгазпром» за использованный природный газ, подорожавший с 1 апреля, абонентам еще не поступили, а коммерческие компании уже успели взвинтить цены.
«Первопроходцами» в этом неблагородном деле оказались автозаправочные станции, которые было повысили цены на сжатый газ, однако под натиском возмущенных водителей пошли на попятную.
Однако рост цен на многие потребительские товары уже фиксируется покупателями. Насколько возросли цены, пока что неизвестно. Национальная статистическая служба Армении воздерживается от комментариев, продолжая мониторинг цен за апрель месяц. Пресс-служба Государственной комиссии по защите экономической конкуренции в ответ на запрос NEWS.am сообщила, что организация вмешается при наличии фактов нарушения конкуренции. В настоящее же время данное ведомство занято своим обычным мониторингом цен, а также совершенствованием законодательства в этой сфере и разработкой новых инструментов, необходимых для повышения эффективности его деятельности.
Между тем угроза очередного скачка цен настолько велика, что к этой теме обратился сам глава правительства. Во вторник, 13 апреля, премьер-министр Тигран Саркисян заявил, что «Центральный банк, Комитет по государственным доходам и Государственная комиссия по защите экономической конкуренции будут вместе бороться с необоснованным повышением цен в связи с ростом тарифов на газ». По его словам, указанные три ведомства должны сотрудничать в этом вопросе, обмениваться информацией с целью выявления хозяйствующих субъектов, манипулирующих ценами.
Однако объективно старт взлету цен был дан решением Государственной комиссией по регулированию общественных услуг, давшей «добро» на рост тарифов на природный газ. И теперь приходится бороться с тем, что сами и породили…
Специалист по потребительскому рынку, пожелавший остаться инкогнито, выразил свое мнение о росте цен. По его словам, скачкообразный рост тарифов на природный газ неминуемо взвинтит цены на товары. Причем как на те, при производстве которых газ используется, так и на те, которые вырабатываются без оного. Дело в том, что рост цен на товары первой группы приводит к общему подорожанию стоимости жизни, а крупные предприниматели, привыкшие к сверхдоходам, навряд ли с этим примирятся. Ситуация к тому же осложняется укреплением доллара по отношению к драму, что отражается на ценах импортируемых товаров. Проблему еще более усугубляет монополизация или же высокая концентрация отдельных товарных рынков…
Что касается предпринимателей рангом помельче, то в этой сфере, по словам специалиста, действует эффект «подражания». Какой-либо торговец слегка, лишь на несколько процентов, повышает цену товара и, удостоверяясь, что последний все равно реализуется, продолжает в том же духе. Его конкуренты, вместо того, чтобы воспользоваться выгодной ситуацией для сбыта «своих» товаров, также повышают цены… Ведь дурной пример заразителен…
По мнению специалиста, цены на хлеб формально не будут повышаться, хотя при его производстве в основном используется природный газ. Все-таки хлеб — это важнейший продукт питания жителей Армении, особенно необеспеченных слоев нашего общества. Поэтому подорожание хлеба может иметь негативный внутриполитический резонанс. Но «закон», если нельзя пройти, то можно обойти! Производители, сохраняя прежнюю цену хлеба, заметно снижают его фактический вес, не изменяя его декларированную счет-фактурами величину. В итоге хлеб для покупателей обходится уже дороже, однако в статистических отчетах цена его остается прежней…