NEWS.am приводит статью турецкого аналитика Явуза Байдара «Саргсян и Эрдоган: что же теперь делать?», опубликованную в газете «Today’s Zaman»:
После стольких «если» и «но» премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и министр иностранных дел Ахмед Давудоглу согласились присутствовать в Вашингтоне на саммите по ядерной безопасности и использовать эту возможность для интенсивного обсуждения дальнейшего хода парализованного «процесса нормализации» отношений с Арменией.
События на мировой арене должны были бы научить турецких лидеров, что необходимо надлежащим образом охватить весь исторический масштаб того, что произошло с османскими армянами в 1915 г., до столетия Великой армянской трагедии в 2015 г. Поиск истины независимыми учеными будет продолжаться и дальше, а средства массовой информации будут почитать память этого события наряду с другими трагедиями ужасного 20-го века, представляя старые и новые материалы.
Одним из таких примеров является подробный документальный фильм, показанный немецким телеканалом ARD, под названием «Ахет» («Катастрофа»). 90-минутная программа содержит ряд новых материалов, в которых также отмечается пассивное участие немецких офицеров (союзники Османской Турции в Первой мировой войне) и открытая информированность Берлина в отношении того, что происходило в Анатолии.
Однако то, что будет сделано сегодня, по крайней мере, настолько же важно, насколько еще большие знания о прошлом. Все вовлеченные стороны действуют в настоящее время с осознанием того, что время — враг этого процесса, особенно в условиях политического «повышенного давления» в Турции и растущего беспокойства из-за того, что политические силы в Армении, которые против «нормализации», могут заменить президента Армении Сержа Саргсяна на следующих выборах. В США же Конгресс раздражает то, что, как он видит, «Анкара медлит, лишь бы оставить этот вопрос последующим поколениям».
В сегодняшней Турции ратификация протоколов в парламенте практически невозможна, учитывая сложные обстоятельства и перегруженную повестку дня. С другой стороны, Ереван знает, что терпение, которое от него ожидается, может укрепить распространенное в Армении мышление, что «туркам никогда нельзя доверять».
Что же делать? Недавние визиты в Ереван и Баку Феридуна Синирлиоглу, похоже, немного ослабили напряженность. Тем не менее, реальная договоренность будет достигнута в Вашингтоне относительно того, что говорить и делать и как побудить двух лидеров предпринять определенные конкретные шаги, которые кажутся необходимыми. Приоритет может быть дан тем шагам, которые не требуют утверждения протоколов в парламентах.
Хороший набор краткосрочных предложений можно найти в свежем документе, составленном Томасом де Ваалом, известным специалистом по Кавказу, для Фонда Карнеги за Международный мир. Он выделяет следующие шаги: а) открытие армяно-турецкой границы для некоммерческих путешественников; б) ограниченное открытие зоны рядом с армяно-турецкой границей, в которой находится средневековый армянский город Ани; в) инициативу правительства Турции предложить армянской диаспоре посетить места древнего армянского наследия в Анатолии и г) открытие регулярных рейсов «Turkish Airlines» между Стамбулом и Ереваном.
Де Ваал также говорит, что азербайджанский эксклав Нахичевань является «потенциально „беспроигрышной“ зоной» в нагорно-карабахском конфликте, отмечая: «Все стороны были бы в выигрыше, если Армения согласилась открыть сообщение и восстановить общую инфраструктуру с Нахичеванью вместе с открытием турецко-армянской границы».
Я хотел бы добавить, что Анкара может поощрять уважаемые университеты Турции приглашать видных ученых из диаспоры на регулярные конференции в Турции с независимыми (не «при поддержке государства») турецкими академиками с целью открыто обсуждать историю (а не спорить и торговаться).
Эти конференции могут подготовить почву для того, что де Ваал верно рекомендует в рамках «долгосрочной стратегии» на 2015 год. Подытоживая, он обращается с призывом к президенту США Бараку Обаме: «Президент может послать сообщение 24 апреля 2010, в котором он отметит, что до столетия памятного события есть еще пять лет, и обещает, что, если он еще будет на посту, то примет участие в этих событиях (возможно, даже в Ереване), но в котором он также обещает туркам немного покоя до этого, подтверждая свою веру в обсуждения внутри Турции. Обама мог бы сказать: «Мы надеемся, что отметим эту трагическую дату с нашими турецкими друзьями, а не без них».
Я могу только согласиться с этим. Документальный фильм на ARD, выявивший «пассивное участие немецкой стороны» и, в определенной степени, «совместную ответственность», также полезен в том смысле, что Турция может и должна получать поддержку от своих друзей, чтобы установить «соединительную линию» со своим прошлым.