В номере влиятельного немецкого издания Der Spiegel от 3 апреля опубликованы объемная статья о Геноциде армян «Злые духи прошлого» и интервью с президентом Армении Сержем Саргсяном. Соавторы публикации Даниел Штайнворт, Бенджамин Бидер и Бернард Занди описали катастрофу 100-летней давности по свидетельствам людей, переживших эти дни.
«С апреля, когда начался геноцид армян, прошло 95 лет», — пишет Der Spiegel, представляя двоих из числа тех, кто пережил Геноцид.
Одна из них, 100-летняя Тигрануи Асатрян из Еревана, которая уже год ничего не видит. «Своей смерти жду», — цитирует издание пережившую ужасы женщину и пишет: «92 года назад она ждала в подвале одного из сельских домов по ту сторону границы. На улице лежал убитый армянский юноша. В одном из соседних домов насиловали женщин – 8-летняя девочка слышала их крики. „Есть добрые турки и злые“, — сказала она. Злые убивали молодежь, а добрые помогли ей и ее семье уйти с отступающими русскими войсками».
Другого свидетеля Геноцида издание нашло по ту сторону границы. «Фермеру Аветису Демирчи 97 лет, и по всей видимости, он последний армянин Турции, переживший геноцид», — пишет Der Spiegel, воспроизводя историю старика.
«В июле 1915 года турецкие жандармы напали на село. Когда мы бежали, отец привязал меня к своей спине. Об этом мне рассказывали родители», — говорит Демирчи. Жители его села и шести других сел вооружились охотничьими ружьями и укрепились на горе Мовсес – горе Муса. 18 лет спустя австрийский писатель Франц Верфель описывает сопротивление, оказанное сельчанами военным, в повести «40 дней Муса-дага».
«Книга Верфеля и вид, открывающийся с Цицернакаберда (мемориальный комплекс в Ереване) на белоснежную и недоступную вершину горы Арарат, не могут не напоминать о геноциде армян, последние свидетели которого доживают свои дни», — пишут авторы статьи и представляют действительность.
«В восточной части Турции с 1915 по 1918 гг. были вырезаны или согнаны в северные сирийские пустыни от 800 000 до 1,5 млн. армян. Это был первый геноцид 20-го века. После него были и другие геноциды – европейских евреев, в Камбодже, Руанде».
В следующем разделе статьи авторы представляют те обстоятельства, которые помешали армянскому народу выдвинуть справедливые требования.
«Десятилетия потребовались для того, чтобы живущий до сих пор народ, часть которого была истреблена, часть раскидана по всем уголкам мира, и лишь небольшая часть которого проживает в изолированной стране, мог бы поднять вопрос собственной трагедии», — пишет Der Spiegel, отмечая, что лишь в 60-х годах ХХ века, да и то, после длительных консультаций с Москвой, армяне осмелились построить мемориальный комплекс.
Немецкие авторы прекрасно осведомлены о причинах игнорирования исторического факта: «Турция, на территории которой произошло преступление, до сих пор отказывается признавать содеянное властями Османской империи. Германия – союзница Турции в годы Первой мировой войны, и Советский Союз, со своими дружественными связями с молодой Турецкой республикой, не были заинтересованы в публичных разговорах о Геноциде армян».
Издание выражает недоумение тем, что «Германия до сих пор не признала Геноцид армян», и отмечает, что «в 2005 году Бундестаг призвал Турцию признать свою «историческую ответственность», но не применил термина «геноцид». Авторы отмечают также причины отказа затрагивать тему Геноцида армян после Второй мировой войны: «Политический и стратегический вес Анкары в годы „холодной войны“ удерживал ее западных союзников от обсуждения темы Геноцида».
Отсутствие обсуждений, по мнению авторов, кроме того, что оттягивает правосудие, со временем осложняет также восстановление событий Геноцида армян: «Малочисленность фото и видеоматериалов об армянской трагедии, по сравнению с Холокостом и всеми остальными геноцидами, создает дополнительные сложности для восстановления картины происшедшего».
Вместе с тем Der Spiegel отмечает, что есть достаточно свидетелей преступления Османской Турции, в основном американцы и немцы, чьи хранящиеся в архивах подсчеты, корреспонденции, доклады и отчеты могут стать основанием для восстановления полной картины происшедшего.
Издание представляет один из сделанных в этом направлении шагов – фильм немецкого фактографа Эрика Фридлера «Бедствие» (в немецком использовано армянское слово «Aghet»), который в ближайшую пятницу будет показан по одному из немецких телеканалов. Представляя работу, Der Spiegel пишет, что фильм основан на свидетельствах работавших в то время в Турции дипломатов, инженеров и миссионеров, исследования которых, по утверждению газеты, удивили даже консультировавшего фильм историка. По словам авторов, в архивах хранятся такие свидетельства, о которых не знают даже архивариусы.
Относительно фильма Spiegel пишет, что он не в стиле документальной драмы, а сухо текстуальной: современные актеры всего лишь олицетворяют очевидцев Геноцида армян и от первого лица представляют их свидетельства в оригинале.
«Первый — это актер и писатель Ханс Цишлер (»С течением времени»), который представляет впечатления консула США в восточно-анатолийском городе Харпут Лесли Дэвиса», — отмечается в статье, в которой сообщается, что из упомянутого города тысячи армян одновременно были переселены и маршем смерти отправлены на юго-восток. Об этих событиях писал Лесли Дэвис, а играющий его в фильме актер повторил его слова: «28 июня 1915 г. было публично объявлено, что все армяне должны за пять дней покинуть страну. Произошла такая ужасная резня, что по сравнению с ней переселения можно назвать гуманистическими».
Следующий главный свидетель — посол США Генри Моргентау, чью роль в фильме играет Фридрих фон Тун (известен по фильму «Список Шиндлера»).
Издание кратко представляет некоторые свидетельства Моргентау, которые были представлены также в фильме: «Он рассказывает о встречах с министром иностранных дел Талаатом пашой, который сообщил о начале операции по «окончательному решению» вопроса «обезвреживания» армян. После окончания Геноцида он приглашает его и задает вопрос, что, по мнению Моргентау, было «самым удивительным из того, что он когда-либо слышал»: Талаат требовал список армянских клиентов американских страховых компаний «Нью-Йорк Иншуренс» и «Нью-Йорк Эквитебл Лайф». Армяне уже были убиты, не оставив наследников. Таким образом, наследником становилось правительство Моргентау: «Я, естественно, отверг это предложение».
Итак, в фильме многие актеры, как пишет издание, говорят от имени очевидцев: «Мартина Гедек и Катарина Шюттлер представляют впечатления шведской и швейцарской миссионерок, Ханна Херцшпрунг и Людвиг Трептен — впечатления двух выживших, Петер Ломайер — дневник германского консула Вильгельма Литтена, одно из самых волнующих свидетельств тех дней. Литтен, который 31 января 1916 г. находился между Дейр-эз-Зором и Ат-Тибной в нынешней Сирии, пишет: «Сейчас час дня. На дороге, на левой части, лежит молодая женщина, обнаженная, одетая только в коричневые чулки, взявшаяся руками за голову. 1:30 дня: на правой стороне дороги лежит на спине обнаженный старик с бородой. В двух шагах от него лежит юноша, обнаженный, кастрированный».
Согласно изданию, в фильме затрагивается также тема «оправданий» союзников Турции и дается этому оценка: «Реплика тогдашнего рейхсканцлера Германии Теобальда фон Бетмана-Гольвега в ответ на предложение германского посла, что союзники османцев открыто обвиняются в преступлении, бросает в дрожь: «Наша единственная цель состоит в том, чтобы до конца войны держать Турцию на нашей стороне, независимо от того, будут ли армяне убиты или нет».
Der Spiegel замечает, что 90-минутный фильм тягостно описывает все, одна из причин этого — то, что «дискуссия о Геноциде разворачивается только сейчас, примерно через сто лет после данного факта». И, несмотря на это, согласно изданию, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган говорит, что Турция никогда не признает Геноцид.
На протяжении десятилетий родившиеся после Геноцида армяне страдают и раздражаются. «Трагедия, — говорит директор Музея-института Геноцида армян Айк Демоян, — стала нашей национальной идентичностью». Кроме того, президент Армении Серж Саргсян считает: «Лучший способ предотвратить повторение подобного преступления — однозначно осудить его.
Рожденные после этого турки спокойно спали. Мустафа Кемаль Ататюрк, основоположник республики, с корня разорвал связь с Османской империей и Талаатом, Энвером и Джемалем, тремя основными лицами, несущими ответственность за Геноцид. Он признал этот „позор“, который его последователи по сей день отрицают, однако он взял в свою команду государственных служащих и военных, которые принимали непосредственное участие в этом».
Авторы статьи замечают, что сегодня «зло прошлого вновь пробуждается», в первую очередь, под давлением армянской диаспоры. Согласно изданию, каждой весной 24 апреля становится неким сигналом для того, чтобы «разные парламенты приняли резолюции о признании факта Геноцида: в 2001 г. — Франция, в 2003 г. — Швейцария, в этом году — Комитет по внешним сношениям Палаты представителей Конгресса США и Швеция».
«Каждый раз Анкара посылает угрожающие предупреждения о политических последствиях, которые, в конце концов, так и не осуществляются. Это превратилось в ритуал, прямым достижением которого являются люди, подобные Гранту Динку», — пишет и, описывая борьбу Гранта Динка, отмечает, что он своей жизнью заплатил за нее.
В завершение статьи Spiegel представляет невообразимую историю Фатиха Четина: «В начале 80-х стамбульский адвокат Фатих Четин сообщил, что „у него армянские корни“. Ее бабушка Сехер поведала ему историю о мучительных десятилетиях ее жизни. Будучи ребенком, Сехер (армянское имя Грануш) в 1915 г. стала очевидцем того, как резали горло мужчинам их деревни. Она сама пережила это, была удочерена семьей одного турецкого офицера, выросла как мусульманка и вышла замуж за турка. Она была одной из тысяч „скрытых армян“, которые спаслись от рук убийц и „были отуречены“. Такая откровенность бабушки вызвала шок у внука, и он начал смотреть на все окружающее другими глазами. В 2004 г. Четин написал об истории своей семьи. Книга „Моя бабушка“ стала бестселлером, большинство читателей отправляло Четину слова благодарности. Некоторые оскорбляли его, называя „предателем“. Однако табу было сломлено».
Отметим, что в этой объемной статье газета «Шпигель» разместила также множество фотографий о Геноциде армян, а также схематическую карту переселений и концентрационных лагерей. Вместе со статьей издание напечатало также интервью с президентом Армении Сержем Саргсяном, в котором глава республики коснулся не только темы Геноцида армян и его международного признания, но и говорил об отношениях Армении с соседями и необходимости решения региональных проблем.