Агентство NEWS.am публикует статью журналиста Эроля Озкорая «Почему Геноцид армян еще остается табу?», перепечатанную с турецкого сайта www.kuyerel.com во французском журнале Nouvelles d’Arménie с сокращениями.
«Впервые я услышал о Геноциде армян в Париже в 1970-е годы и задал себе в то время очень логичный вопрос: если Турецкая Республика создана на основе отказа от Османской империи, так почему же вина за Геноцид армян не возлагается на османцев? Почему Турецкая Республика берет на себя ответственность за это чудовищное событие, которое является первым преступлением против человечества и первым геноцидом в 20-м веке? Позже в моей карьере журналиста этот вопрос всегда оставался в повестке дня.
Я известен как журналист, который говорил об армянском терроризме (АСАЛА) против Турции в 1980-1984 гг. Я был социалистом, но в то же время, я был против терроризма, и мои статьи стали даже причиной разрыва отношений между социалистическим правительством Франсуа Миттерана (которое я поддерживал) и Турцией. Моя семья и я, а также мои друзья сильно пострадали от АСАЛА. Я много работал над изучением Армянского вопроса, который знаю хорошо и от которого я пострадал, и поэтому вправе говорить о нем. Иными словами, все, что я скажу здесь, является выводом, к которым пришел интеллектуал после 35 лет изучения этого вопроса и после неоднократного пересмотра своей позиции.
Начнем сначала… Шли годы, я много читал, появились новые документы и книги. Я понял, что задача, которую поставил перед собой (возложить вину за Геноцид на османцев), была лишена смысла, по крайней мере, по трем причинам.
Во-первых, даже если Мустафа Кемаль был не согласен с триумвиратом Энвера, Талаата, Джемаля и не принимал участия в Геноциде армян, так как был „занят“ на фронте битвой при Галлиполи, что в определенном смысле позволило ему стать руководителем, все равно, Геноцид армян, в структурном отношении был ему на руку, потому что он основал республиканский режим на идее турецкой расы. В 1926—1927гг., рассуждения о турецкой расе составляли суть идеологии государства (турецкая раса равна турецкой нации), и поэтому Анатолия должна была быть очищена от всех христианских и иностранных элементов (армян, греков, ассирийцев и курдов). Эта политика этнической, культурной, экономической и социальной чистки активно применялась семью исполнителями Геноцида. Среди основателей Республики были убийцы, которые участвовали в Геноциде армян, которые организовали и привели в исполнение это чудовищное преступление.
Есть еще одна нить преемственности между османами и Республикой — это денежные средства и имущество, конфискованные у армян и сыгравшие важную роль в финансировании войны за независимость. Помимо денежной помощи и вооружения, полученных от Ленина, крупнейшим источником финансирования войны за независимость были также средства, присвоенные в результате Геноцида армян. С помощью этих денег было приобретено оружие, была организована армия и обеспечена ее логистика. Лица, вовлеченные в этих действиях, сформировали новый социальный класс, чье состояние образовалось от имущества армян (например, привратник Гаджи Омер Сабанчи является родоначальником семейства Сабанчи сегодня, а бакалейщик Вехби Коч — отец семьи Коч сегодня).
Убийцы, участвовавшие в Геноциде армян (я говорю о людях, чьи руки в крови), составили часть политической и административной элиты нового республиканского режима. Они купили свою респектабельность, использовав часть денег армян, которые они присвоили для финансирования войны за независимость. Мустафа Кемаль заявлял, что не знает их прошлого. Вот некоторые примеры: Шюкрю Кая (министр внутренних дел, генеральный секретарь Народно-республиканской партии), Мустафа Абдулхалик Ренда (председатель Великого Национального Собрания Турции), Ариль Февзи (министр), Али Дженани Бей (министр промышленности), Рюштю Арас (министр иностранных дел). Мустафа Кемаль воспользовался этими людьми, он использовал их и дал этим убийцам видные посты в Республике.
Причины, по которым тема Геноцида армян стала табу, скрыты в этих трех причинах. В противном случае было бы очень легко решить эту проблему, возложив вину за Геноцид на османцев. По упомянутым причинам, всякий раз, когда в Турции произносится выражение „Геноцид армян“, люди, не имеющие здравого смысла, приходят в бешенство. Я говорю, что Турецкая Республика не была основана в результате анти-империалистической войны (в войне за независимость армия воевала лишь против греков, а не против Франции и Англии, которые были в то время империалистическими державами), она была основана на Геноциде армян. Это означает, что все, что вам говорили, вам и всем, нужно выкинуть в мусорное ведро. Это и есть истинная причина большого травматизма, возникающего всякий раз, когда кто-то говорит „Геноцид армян“.
Все было ложью с 1923 года. Сегодня, когда мы говорим о признании Геноцида армян, нужно поставить на стол практически все: Республику, кемализм, государство, государственную идеологию, тех, кто основал и управлял Республикой, режим Турции, политическую систему страны, ее армию, университеты, образовательные программы, прессу, элиту, ее бизнесменов (источник накопления капитала), суды, политические партии и т. д. Само собой разумеется, что никто не может выдержать такую очную ставку. Особенно в крипто-фашистском и крипто-тоталитарном режиме, в котором мы живем, очень трудно, если вообще возможно, заплатить по этим счетам, а, учитывая вышесказанное, это просто мечта!
И судьба армяно-турецких протоколов также весьма призрачна, поскольку это государство, с ее нынешней структурой, будет отвергать любое решение. Проблема может быть решена лишь в стране, государственные деятели которой обладают высочайшими интеллектуальными способностями и проникнуты культурой демократии».