Курс армянского драма или кто выпустил джина из бутылки

В январе 2010 года свыше половины розничного товарооборота Армении было обеспечено вовлечением в продажу товарных запасов, наличествующих в торговой сети. В последний раз подобное наблюдалось лет двадцать назад, в финальные годы горбачевской перестройки…

Вначале отметим, что официальный рыночный курс доллара в Армении уже зашкалил за отметку в 400 драмов. Напомним, что после перехода с 3 марта 2009 года к политике плавающего курса, соотношение мировых валют к драму молниеносно изменилось. В первые же дни курс доллара США, наподобие джина, выпущенного из бутылки, рос буквально по часам: будучи 2 марта на уровне 305,75 драмов, уже 4 марта он подскочил аж до 372,95 драмов. То есть возрос почти на 22%. Правда, через два дня, а именно 6 марта, курс доллара начал проявлять тенденцию к стабилизации, снизившись до 360,67 драмов.

Данный факт настолько воодушевил председателя Центробанка Армении Артура Джавадяна, что он не замедлил в тот же день (6 марта 2009 года) выступить с соответствующим заявлением. В частности, Джавадян отметил, что основанный на оценке специалистов Центробанка средний курс доллара США в Армении в 2009 году ожидается в «коридоре» 360-380 драмов. Ни более, ни менее! А что ожидает доллар в будущем году (то есть на данный момент — уже в текущем), главный банкир страны дальновидно промолчал.

В этот же день постоянный представитель МВФ (International Monetary Fund) в Армении Нинке Омес сделала сенсационное заявление. «Сенсационность» заключалась в том, что впервые представителем МВФ была озвучена тривиальная истина о том, что наша национальная валюта «переоценена».

По словам Нинке Омес, переоценка драма по отношению к доллару США в 2008 году составила порядка 17-30%, так что дальнейший курс драма можно ожидать в этих пределах. Простой расчет показывает, что высший предел в 30%, для среднего курса доллара США в 2008 году (305,97 драмов) составляет 397,76 драмов. То есть округленно 400 драмов за 1 доллар США.

Три месяца назад, в декабре прошлого года, курс доллара по отношению к драму стал снижаться. Если на 1 декабря средний расчетный курс доллара составлял 385,67 драмов, то к 21 декабря он снизился до 373,97 драмов, или же на 3.1%. Вроде бы не столь уж значительный спад… Однако он вызвал всевозможные комментарии граждан, которые в эти предпраздничные дни в массовом порядке обменивали полученные по трансфертам доллары на драмы.

Как известно, крупнейшими покупателями валюты, а конкретно — долларов, являются наши импортеры. Так вот, в отличие от тенденций прошлых лет, импорт товаров в декабре прошлого года, по сравнению с декабрем предыдущего года, заметно сократился – на 16,2%. Особенно грандиозным был спад в импорте товаров продовольственной группы — на 34,7%.

В том же месяце объем продажи товаров возрос на 4,2%, а платных услуг – на все 33,0%. Подобный рост расходов домохозяйств предполагает и больший обмен ими трансфертных долларов на драмы. Вывод напрашивается сам по себе: в данном месяце предложение долларов домохозяйствами превышало спрос импортеров на них. Что и ослабило доллар.

Однако эта идиллическая картина рыночного формирования курса доллара начисто испаряется при анализе данных за январь текущего года.

Многие специалисты, сфокусировав внимание на долгожданном, после полосы спада, росте ВВП в январе, прозевали одну довольно-таки любопытную деталь. Дело в том, что в январе запасы товаров в розничной торговой сети сократились на… 33 млрд драмов при объеме розничного товарооборота в 61,6 млрд драмов!!! Если эти цифры не взяты с потолка, то дают богатую пищу для размышлений. Ведь такого обвала в торговле не отмечалось с незапамятных лет горбачевской перестройки…

В том же январе текущего года, по сравнению с январем прошлого года, импорт возрос на 8,3%, в том числе по товарам продовольственной группы – на все 10,2%. Однако объем розничного товарооборота остался на уровне января прошлого года. Отсюда можно сделать вывод о том, что в этом месяце спрос на доллары превышал его предложение. Тогда курс зеленой банкноты по отношению к драму неминуемо должен был повыситься. Но этого в январе не произошло…

Вызывает недоумение и другое. Хотя импорт товаров основательно возрос, в продажу были вовлечены, как говорилось выше, запасы в розничной торговой сети — на кругленькую сумму в три десятка миллиардов драмов. Получается, что импортируемые товары не поступали в ту же розничную сеть, а придерживались до лучших времен, когда курс доллара возрастет…

В общем, сплошные парадоксы, не имеющие рационального объяснения… Может, чья-то «невидимая рука» творит фокусы с показателями?

В декабре прошлого года Артур Джавадян заявил, что Центробанк будет следовать политике плавающего обменного курса и в 2010 году. И данное ведомство вмешается, если на валютном рынке будут наблюдаться резкие колебания, имеющие в своей основе не объективные, а «спекулятивные или психологические факторы».

В предпраздничном ажиотаже это интригующее заявление как-то затерялось и забылось. А жаль… Ведь общественность страны явно заинтересовал бы ответ на кардинальный вопрос: кто у нас, кроме Центробанка, может влиять на курс драма? Ведь после долгих лет искусственного укрепления драма было бы крайне наивным думать, что курс валют у нас определяется итогами торгов на валютной бирже!

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.