NEWS.am приводит статью Омера Ташпинара «От стратегии „Ноль проблем“ к нулевому прогрессу», опубликованную на страницах турецкой газеты «Today’s Zaman». В ней приведен анализ тупиковой ситуации, в которой оказалась правящая партия Турции:
Стратегия партии «Справедливость и развитие» «ноль проблем с соседями», очевидно, зашла в тупик, параллельно с «нулевыми прогрессом» на Кипре и по Армении. Действительно, можно утверждать, что ситуация развилась в худшую сторону в обоих случаях. Тупиковая ситуация на Кипре стала в настоящее время препятствием для переговоров Турции с Европейским Союзом, в то время как тупик в отношениях с Арменией стоил Турции серьезного спада в отношениях с Соединенными Штатами.
Ирония заключается в том, что, когда турецкое правительство поддержало план Аннана по объединению Кипра в 2004 году, это было похоже на явное достижение политики «ноль проблем с соседями». Так же было и в случае с подписанием протоколов с Арменией в октябре 2009 года. Благодаря этим двум протоколам, Турция и Армения договорились — по крайней мере на бумаге — установить отношения и открыть общую границу, которые были закрыты в 1993 году. Протоколы предусматривают также создание совместной комиссии историков с целью выяснить, являются ли массовые убийства сотен тысяч армян в Османской империи в 1915 году геноцидом.
Однако, подписанные протоколы нуждались в ратификации в национальных парламентах, чтобы вступить в силу. Существовали серьезные препятствия с самого начала. Вскоре после церемонии подписания премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган сделал серьезную ошибку, связав ратификацию протоколов и открытие армяно-турецкой границы с уступками в Нагорном Карабахе с армянской стороны. Он ясно дал понять, выступая с речами в Турции и за рубежом, что никаких позитивных шагов не может быть предпринято, пока Армения не уйдет из Азербайджана. Основная причина такой позиции была связана с внутренней политикой Турции, а также с жесткой позицией Азербайджана в связи армяно-турецкими отношениями. Азербайджан решительно выступает против армяно-турецких отношений, которые, как он считает, вредят ее интересам и наносят серьезный удар по его отношениям с «братской» Турцией. Учитывая значительное влияние азербайджанского лобби в Турции, а также тот факт, что Турция получает большую часть своей нефти и газа из Азербайджана, это внешнее давление еще больше усугубляет внутренние трудности.
Но существуют также внутренние факторы, стоящие за нежеланием правящей ПСР ратифицировать эти протоколы. ПСР обеспокоена по поводу готовности оппозиционных партий — Народно-республиканской партии (НРП) и Партии националистического движения (ПНД) — воспользоваться этим. И Дениз Байкал, и Девлет Бахчели являются националистами и сторонниками жесткого курса, считающие сближение с Арменией «продажей» турецких национальных интересов. Они утверждают, что Армения имеет территориальные притязания к Турции и что этот процесс, в конечном итоге, приведет к мировому признанию армянской версии истории, а затем к требованиям о финансовой компенсации за «геноцид» 1915 г.
Конечно, тот факт, что стремительно приближаются выборы, еще больше осложняет вопросы, усиливая популистские и националистические склонности ПСР. Партия уже потратила драгоценный политический капитал на курдскую инициативу, благодаря чему Эрдоган завоевал большую поддержку, как показывают недавние опросы общественного мнения. Ирония заключается в том, что курдская инициатива, как и инициативы, связанные с Кипром и Арменией, тоже зашла в тупик после того, как Конституционный суд принял решение закрыть Курдскую рабочую партию (КРП), Партию демократического общества (ПДО). На данный момент националистические полномочия ПСР находятся под строгим наблюдением, а ПНД, по-видимому, находится на подъеме. Это представляет собой серьезную дилемму для Эрдогана, так как ПСР и ПНД часто борются за тот же политический электорат, особенно в консервативной Анатолии.
Как написано в заголовке этой статьи, сегодня ПСР все больше выглядит как партия, обещавшая сделать многое, но не исполнившая обещаний. Есть ли выход из «нулевого прогресса»? Самый легкий ответ — «да». Правительство Эрдогана может вновь встать «на один шаг вперед» — как это было в 2004 году, когда оно поддержало план Аннана в связи с Кипром, — проводя некую креативную политику. Вот два предложения. Во-первых, снять символическое количество турецких войск с Кипра. Это число может быть 1000 человек. После этого во всей турецкой армии на острове останется более 35 тыс. солдат. Подобный шаг заставил бы ЕС открыть ныне закрытые страницы переговоров и заставил бы греков Кипра защищаться. С Арменией же ПСР может принять решение пройти полпути. Она может принять только один из протоколов, установив дипломатические отношения без открытия границ. Полная нормализация по-прежнему зависела бы от прогресса в нагорно-карабахском урегулировании. Настало время для ПСР проявить некую дальновидность и мужество.