Истерические приступы Эрдогана на фоне стагнации армяно-турецкого процесса: Дискурс недели

Внутренняя политика

Основные события внутриполитической жизни страны на уходящей неделе разворачивались вокруг рассмотрения ситуации в Армении на заседании Мониторингового комитета ПАСЕ. Оно в очередной раз продемонстрировало наличие абсолютно противоположных точек зрения у властного и оппозиционного лагерей относительно положения с соблюдением прав человека и развития демократии в Армении.

На заседании Мониторингового комитета 17 марта в Париже власти республики, согласно требованию содокладчиков ПАСЕ, представили график мероприятий, направленных на выполнение положений резолюций Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятых по поствыборным событиям в стране. Так, внести изменения в многострадальный Избирательный кодекс власти Армении обязались до конца текущего года, с тем, чтобы «в 2011 году можно было начать подготовку к очередным выборам». В июле этого года официальный Ереван обещал провести конкурс на предоставление частот, в котором сможет принять участие и лишившаяся в 2002 году возможности выходить в эфир телекомпания «А1+». Как известно, Европейский суд по правам человека признал права телекомпании нарушенными, власти же предусмотрительно отложили проведение соответствующих конкурсов, мотивировав это необходимостью предоставить всем компаниям время для подготовки к оцифровке вещания.

Основная оппозиционная сила в лице Армянского национального конгресса изначально выразила уверенность, что власти представят лишь полумеры, а не график реальных мероприятий, призванных преодолеть последствия внутриполитического кризиса 2008 года. За день до обсуждения вопроса о ситуации в Армении на заседании Мониторингового комитета ПАСЕ АНК провел в Ереване шествие протеста. Оно стало промежуточным мероприятием перед очередным общереспубликанским митингом, намеченным на 6 апреля. Участники шествия передали требования непарламентской оппозиции в Ереванский офис Совета Европы. Как заявили представители Армянского национального конгресса, у АНК есть собственный план мероприятий, а требования озвучены перед международными структурами не потому, что с ними связываются какие-то надежды, а лишь для информирования. Что же касается самих требований АНК, они, как известно, были оглашены еще на митинге 1 марта: до лета вернуть в эфир телекомпанию «А1+», реформировать правоохранительные органы и избирательное законодательство, а в отрезке времени с июня до сентябрь назначить досрочные парламентские и президентские выборы. Здесь стоит добавить, что выполнение в особенности последнего — самого главного — требования основной оппозиционной силы страны возможно лишь под давлением мощной митинговой волны. А в настоящее время она имеет перспективу разыграться только в случае гипотетически возможного крайне неблагоприятного для армянской стороны хода переговоров по карабахской проблеме. Пока же события не развиваются именно в этом русле, Армянскому национальному конгрессу придется ограничиться проведением хоть и крупных, но эпизодических митингов, призванных держать своих самых активных сторонников в мобилизованном состоянии и поддерживать градус политической борьбы.

Значительный резонанс в обществе получило принятие Национальным Собранием в первом чтении пакета законопроектов, призванных регламентировать работу журналистов. На первый взгляд, можно говорить даже о смягчении законодательства, поскольку клевета и передача недостоверной информации отныне будут рассматриваться лишь как административное правонарушение, а не уголовное. Однако многие представители гражданского общества, эксперты и оппозиционные журналисты усматривают в пакете законопроектов серьезную угрозу для свободы слова, поскольку они предусматривают введение чрезмерно высоких штрафов за клевету. Оппоненты пакета документов, уже принятого парламентом в первом чтении, уверены, что новое законодательство станет бичом в руках властей для преследования неподконтрольных им газет. Они также ссылаются на опыт действия с 1 по 20 марта 2008 года чрезвычайного положения, когда все ограничения на свободу слова коснулись исключительно оппозиционной прессы, в то время как близкие к властям газеты односторонне и, мягко говоря, в весьма оскорбительных тонах трактовали трагические поствыборные события.

Необходимо отметить, что сегодняшняя информационная политика печатных СМИ обоих политических лагерей действительно нуждается в определенной регламентации. Однако с учетом нынешних политических реалий и опыта предыдущих лет можно ожидать, что проводимые правящими партиями в парламенте законопроекты могут быть использованы для односторонней борьбы с оппозиционной прессой. Санкции же против нее для страны, находящейся под постоянным мониторингом ПАСЕ, вряд ли будут полезны. В конце концов, не нужно забывать, что на сегодня самыми популярными в Армении являются те издания, в которых можно прочитать наиболее критические статьи и высказывания о госмужах всех рангов. Говорит это об одном: в обществе есть потребность в этих материалах, которые не попадают в эфир теле- и радиоканалов. И борьба с такими газетами для властей на деле может стать только очередной головной болью с многочисленными скандалами и обращениями в международные структуры.

 

Карабахское урегулирование и регион

Главным героем в регионе на уходящей неделе стал премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который пригрозил депортировать из своей страны 100 тысяч граждан Армении, якобы нелегально проживающих на ее территории. Данное безответственное заявление позволяет сделать несколько принципиальных выводов об основном идеологе и проводнике политики демократизации общественной жизни в Турции.

Первое, что бросается в глаза, — это уникальное сходство нынешнего руководства Турции со своим «младшим братом» Ильхамом Алиевым. В течение всего процесса нормализации армяно-турецких отношений у премьера Эрдогана было несколько тяжелых истерических приступов, во время которых сначала Еревану и всему миру напоминалось о нелегальном проживании в Турции граждан Армении, затем звучали угрозы их депортировать. И с каждым разом агрессивный аппетит Эрдогана возрастал: постоянно увеличивалось количество граждан Армении, якобы подлежащих депортации – то их было 70 тысяч, теперь 100 тысяч. Проследив за риторикой Эрдогана по этому вопросу, нельзя не провести параллель с братским для Турции Азербайджаном, где сознательное надувание цифр, связанных с карабахским конфликтом, в течение последних полутора десятилетий возведено в ранг государственной политики. Как мы помним, уже после завершения военных действий Азербайджан сначала заявил о 13% своих «оккупированных» территорий. Далее эта цифра выросла до 17%, а сейчас и до 20%. По той же логике якобы двукратно выросла численность азербайджанских беженцев, дойдя до 1 млн. человек. И это при том, что после мая 1994 года армянские вооруженные подразделения на фронте вперед не продвигались. Так что, наблюдая за столь уникальным сходством подходов Азербайджана и Турции, остается вспомнить известную поговорку «рука руку моет».

Нелегальное проживание на территории Турции около 15 тысяч граждан Армении для Еревана действительно является весьма позорным явлением. Это издержка многолетнего тяжелого социального положения населения независимой Армении, по преодолению которой до сих пор не предпринято достаточных мер. Однако самой Турции не помешало бы трезво оценить, к каким последствиям для нее может привести демонстративная депортация граждан Армении на фоне официально декларируемой Анкарой политики «ноль проблем с соседями».

В конце концов, если около 15 тысяч нелегально проживающих в Турции граждан Армении действительно будут депортированы, это не окажет катастрофического влияния на социально-экономическую жизнь страны. А вот Турции есть что терять.

Вот уже несколько лет правящая партия Турции «Справедливость и развитие» пытается представить себя проводником абсолютно новой политики, некоторые даже поспешили назвать Эрдогана вторым Ататюрком. Только вот никакого прогресса с развитием демократии в стране не отмечено: курдская проблема не решена, а теперь премьер подчеркнул, что в «светской и демократической» Турции отношение к человеку может определяться его национальной принадлежностью — прозвучала угроза депортировать часть нелегальных мигрантов лишь из-за того, что они армяне.

Одновременно необходимо отметить, что угрозы Эрдогана на деле только таковыми и останутся. Турция никак не может зафиксировать хоть какой-то прогресс на пути становления кандидатом в члены ЕС, и массовая депортация даже нелегалов, тем более по национальному признаку, окончательно уничтожит последние призрачные перспективы вступления страны в Европейский Союз. Однако симптоматичным является само появление подобных заявлений в тот момент, когда и без этого армяно-турецкий процесс оказался под угрозой окончательного срыва.

Вообще, в течение последних недель тон высказываний армянских и турецких официальных лиц значительно изменился. Все больше создается впечатление, что и Анкара, и Ереван либо плохо представляют свои дальнейшие шаги в процессе нормализации армяно-турецких отношений, либо постепенно пересматривают прежнюю конструктивную позицию.

Как и следовало ожидать, самым серьезным камнем преткновения на пути нормализации армяно-турецких отношений стала карабахская проблема. По мере приближения трагического юбилея Геноцида армян — даты, к которой по замыслу США должен был быть зафиксирован прорыв в отношениях между Ереваном и Анкарой, все более подтверждаются заявления тех экспертов и политиков, которые настаивали на взаимной обусловленности процессов армяно-турецкого и карабахского урегулирования. Турция, вопреки прежним обещаниям урегулировать отношения с Арменией без всяких предусловий, полностью отвела себя роль заложника Азербайджана. Анкара до предела затянула процесс ратификации армяно-турецких протоколов в парламенте Турции, обусловив положительное решение прогрессом в карабахском урегулировании. В итоге оправдались прогнозы официального Еревана, согласно которым обусловливание двух процессов друг другом может привести к срыву обоих.

Во всяком случае, сейчас остается констатировать, что армяно-турецкий процесс совместными усилиями Баку и Анкары загнан в тупик. С учетом напористости Азербайджана и Турции можно прогнозировать, что выход армяно-турецкого процесса из тупика возможен только в случае значительного прогресса в переговорах по карабахскому урегулированию, вероятность которого не очень велика. Но определенная ясность может появиться в концу текущего месяца, когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ совершат новый визит в регион.

 

Экономика и социальная жизнь

На уходящей неделе продолжилась тенденция обесценивания национальной валюты, сопровождающаяся ростом цен, в том числе на продукты первой необходимости. Между тем, премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что принятие закона об индексации зарплат, пенсий и пособий ввергло бы страну в инфляционные риски, а это могло бы привести к разрушению макроэкономической системы государства. По его словам, подобные законы принимаются в странах, где рост инфляции превышает 10%. «Но в таких странах, как Армения, где стабильный уровень инфляции, принятие подобного закона нецелесообразно», — уверен глава правительства. Одновременно он подчеркнул, что правительство в настоящее время работает в направлении сдерживания роста цен. «Более целесообразно не индексировать доходы населения, а попытаться сдержать рост инфляции, над чем сейчас правительство и работает», — резюмировал он. Только вот пока в Армении рост цен продолжается, а зарплаты, пенсии и пособия не повышаются.

Одновременно глава Европейского банка реконструкции и развития Томас Мироу на встрече с армянским премьером высоко оценил макроэкономическую политику правительства Армении. Говоря об оказываемой ЕБРР помощи Армении, Томас Мироу отметил, что в прошлом году банк значительно увеличил ее размеры.

Между Арменией и Ираном будет действовать договор о свободной торговле. Об этом сообщил генеральный директор Армянского агентства развития Роберт Арутюнян. По его словам, текст договора было поручено разработать министерствам экономики двух стран во время состоявшегося в январе заседания межправительственной армяно-иранской комиссии. Арутюнян сообщил, что, согласно предварительной договоренности, налоги на ввозимые в страны товары будут обнуляться. «80-миллионный рынок Ирана очень важен для Армении, однако до сих пор мы не могли войти туда, поскольку налоги на ввозимые товары в Иране очень высоки», — пояснил Арутюнян, добавив, что обсуждается также вопрос грузоперевозок.

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.