Интервью министра иностранных дел Словакии Мирослава Лайчака NEWS.am:
Г-н министр, как Вы оцениваете нынешний уровень армяно-словацких отношений, и какие сферы, на Ваш взгляд, являются наиболее перспективными для развития двустороннего сотрудничества?
Политическое сотрудничество между Арменией и Словакией находится на достаточно высоком уровне. Между нашими двумя странами нет проблем, нет нерешенных вопросов. Однако того же нельзя сказать об экономическом сотрудничестве. Экономическое сотрудничество между двумя странами никак не может удовлетворить нас. Более того, товарооборот между Арменией и Словакией в 2009 году упал на 70% по сравнению с 2008 годом. Для того, чтобы исправить ситуацию, мы, в первую очередь, должны гармонизировать договорно-правовую базу. В этом контексте мы должны подписать договор о защите инвестиций. В настоящее время наши страны работают в направлении упрощения визового режима. Однако мы должны учесть тот факт, что Словакия является страной Шенгенской зоны. Но мы ведем переговоры с нашими партнерами по Евросоюзу, у которых есть посольства в Ереване, для того, чтобы граждане Армении могли бы получить визы в Словакию, не покидая пределов республики. Я думаю, углублению двустороннего экономического сотрудничества будет способствовать сегодняшний армяно-словацкий бизнес-форум. Мы видим конкретные направления для сотрудничества – это прежде всего сфера энергетики — ядерная и гидроэнергетика, у нас есть прекрасные технологии для малых ГЭС. Мы заинтересованы также в сотрудничестве в химической промышленности, сельском хозяйстве. Существует договоренность о поставках словацких автобусов в Армению. Словакия является страной Евросоюза и выполнила все необходимые реформы, и мы готовы поделиться этим опытом с Арменией в рамках программы ЕС «Восточное партнерство. Во время встречи с моим армянским коллегой я указал наиболее перспективные сферы сотрудничества.
Существуют ли конкретные программы двустороннего сотрудничества?
Мы пока на начальном этапе. Наши отношения пока находятся на уровне простого товарооборота. Но мы видим потенциал для углубления сотрудничества, и поэтому мы здесь.
Г-н Лайчак, считаете ли Вы возможным открытие в Ереване в ближайшем будущем посольства Словакии?
Да, конечно, это возможно. Весь вопрос в том, какой срок принять за «ближайшее будущее». Армения для нас важная страна, важен сам регион Южного Кавказа. Но существует проблема – международный экономический кризис. Так что мы должны отказаться на время от некоторых амбиций. Ответ в целом — да, но, если Вы спросите — когда, я отвечу: чем раньше, тем лучше.
Как Вы оцениваете перспективы Армении, как потенциального члена Евросоюза?
Прежде всего, это зависит от самой Армении – желает ли она этого. Программа «Восточное партнерство», участником которой Армения является, открывает большие перспективы. Все будет зависеть от интереса и старания стран — членов программы, от того, насколько они эффективно используют возможности, предоставляемые «Восточным партнерством». Я думаю, что рано отвечать на этот вопрос, поскольку он не находится на повестке дня. Сегодня разработаны конкретные программы, и процесс их реализации во многом даст ответ и на Ваш вопрос.
Обращаясь к тематике армяно-турецких отношений, хотелось бы узнать Ваше мнение о перспективах нормализации двусторонних отношений…
Я человек, приверженный к идее европейской интеграции, я знаю, как она в лучшую сторону изменила мою страну и наш регион. Турция — кандидат на членство в Евросоюз, Армения является членом программы ЕС «Восточное партнерство», и я надеюсь, что именно процесс евроинтеграции двух стран поможет шаг за шагом преодолевать имеющиеся проблемы. Армения и Турция соседи – от соседа не убежишь, так что эти страны должны суметь наладить нормальные отношения. Состояние блокады – это ненормальное состояние.
Г-н министр, как Вы оцениваете последнее заявление премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о возможности выселения проживающих в этой стране армян? Считаете ли подобные заявления подобающими должностному лицу страны, стремящейся в Евросоюз?
Вообще я стараюсь не комментировать заявления, которые лично не читал или не слышал. Но, в целом, должен констатировать, что сегодня прошли те времена, когда политика осуществляется методом выселения огромных групп населения из какой-либо страны. И я уверен, что премьер-министр Турции говорил об этом не как о реальной возможности, поскольку, повторюсь, времена политики массовых выселений давно прошли.
В свое время Словакия признала Геноцид армян в Османской Турции. Как Вы считаете, не облегчило бы процесс нормализации армяно-турецких отношений признание самой Анкарой Геноцида?
Я много лет проработал на Балканах и знаю, что не существует простых решений для сложных вопросов. Но всегда надо с чего-то начать. Надо, конечно, начать с того, чтобы все признали свершившиеся факты – приятные или неприятные. Я не хочу посылать каких-либо «мессиджей», но каждая страна ответственна за свое поведение и за свое будущее. Мы должны работать в направлении улучшения существующей ситуации, для решения имеющихся в регионе проблем, поскольку иной альтернативы у нас нет. Надо идти шаг за шагом, от сложного к сложнейшему, и надо действительно искать решения, а не оговорки для того, чтобы их не искать.
И под конец обратимся к карабахской проблеме. В каком ключе Вы видите решение этого вопроса? В международной практике в решении территориальных конфликтов применяют два принципа – принцип права народов на самоопределение и принцип территориальной целостности государств. И как, на Ваш взгляд, может решение косовского конфликта стать прецедентом для Нагорного Карабаха?
Во-первых, хочу надеяться на то, что Косово не станет прецедентом ни для чего, поскольку это очень плохой пример. Во-вторых, нет конкретного ответа на вопрос, какой из двух указанных Вами принципов более важен. Оба этих принципа очень важны, но нельзя противопоставлять один другому. Каждый конфликт имеет свою специфику, которую необходимо учесть при его решении. Это реальные люди, реальные страны, реальные территории, и невозможно механически решать эти вопросы. У мены была лекция в Chathem House именно на тему этих двух принципов, и я на семи страницах пытался ответить на этот вопрос. Но должен подчеркнуть, что при решении любого конфликта необходимо руководствоваться здравым умом и ответственностью.