Интервью экс-лидера Левой партии Швеции Улы Хоффманн корреспонденту NEWS.am:
11 марта в парламенте Швеции состоялось обсуждение резолюции о признании Геноцида армян и других народов, проживающих на территории Турции. Обсуждение было не только бурное, но и довольно жесткое, о чем свидетельствуют результаты голосования. В чем суть двух позиций, озвученных в Рикстаге?
Наши оппоненты практически не отрицали сам факт геноцида, правда, не произнося слово «геноцид». Но, по их мнению, это историческая проблема, а не политическая. Поэтому обсуждение должно проходить не в парламенте, а на встречах историков. Кроме этого, сейчас идет активный переговорный процесс между Арменией и Турцией и признание Геноцида может свести его на нет. Это был их второй аргумент.
Этот аргумент приводился и на обсуждении в Комитете во внешним сношениям Палаты представителей Конгресса США.
Да. И он, конечно, не имеет ничего общего с действительностью. Если страны, народы искренне хотят наладить отношения, начинать надо с белого листа. Если же существуют недоговоренности, остаются черные пятна, примирение не может состояться. Кроме того, по моему мнению, процесс идет между режимами, а не народами, что не внушает большого доверия. А ведь открытие границы необходимо, в том числе и для Армении. Но если для этого требуют не упоминать о Геноциде, забыть свою историю, то это слишком большая цена.
Левая партия Швеции, которую Вы представляете, на протяжении многих лет поднимала вопрос Геноцида армян. По ее инициативе в 2000 году Рикстаг также проголосовал за признание Геноцида. Создается впечатление, что этот вопрос для вас принципиальный.
Безусловно. Мы также убеждены, что это очень важно и для Швеции. Для того, чтобы предотвратить в дальнейшем новые геноциды, надо дать оценку и признать уже свершившиеся. Если бы это было сделано вовремя, можно было бы избежать многих трагедий, в том числе и Холокоста, который, кстати, признали. Помимо этого, в Швеции живет много армян, ассирийцев, греков. И они должны быть уверены, что страна, чьими гражданами они являются, помнит и заботится о них.
Принятие законопроекта активно обсуждалось в политических кругах Швеции, в средствах массовой информации. Интересно знать отношение широкой общественности. Взволновала ли ее эта проблема?
Очень. Об этом свидетельствует опрос, проведенный по интернету после обсуждения. Большинство его участников сказали, что парламент Швеции должен признать Геноцид. Мы знаем также мнение правительства Швеции, реакцию Турции. Но нам неизвестно, как отреагировала Армения, в частности Серж Саргсян. Его молчание мне непонятно.
Кстати, о реакции правительства Швеции. Очевидно, как и в 2000 году, оно затормозит дальнейшее прохождение законопроекта.
В сентябре состоятся выборы нового парламента. Левая партия, состоящая в коалиции с социал-демократами и зелеными, надеется на успех, а значит примет участие в формировании нового правительства. Тогда уже вопрос окончательного признания Геноцида будет решен.