Президент Армении Серж Саргсян, в рамках визита во Францию, дал интервью французской «Le Figaro». NEWS.am представляют текст интервью без сокращений.
Почему процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией зашел в тупик?
У нас трудная история взаимоотношений. В течение последних 95 лет Турция отрицает факт Геноцида, совершенного в 1915 году в Османской империи. Когда я пригласил президента Турции в Ереван на футбольный матч между национальными командами наших стран, моей целью было установить отношения между нашими странами без предварительных условий. Во время подписания в октябре 2009 года протоколов об установлении отношений было решено, что они будут ратифицированы в разумные сроки и без предварительных условий. Мы заявили, что Армения ратифицирует соглашение, как только это сделает турецкий парламент. Однако Турция не перестает выдвигать предварительные условия для того, чтобы ратифицировать их; основное же условие касается Нагорного Карабаха.
Что может сделать Армения, чтобы содействовать решению нагорно-карабахского конфликта?
Мы приложим все усилия. Азербайджан пытается создать впечатление, что Армения и Карабах не заинтересованы в урегулировании, но это не так. Мы должны положить конец блокаде, от которой страдаем. Положение же Азербайджана иное: он полагается на свои природные ресурсы и нефтедоллары, чтобы покупать оружие и решить проблему силой. Они не скрывают своих намерений.
А вы боитесь войны?
Никогда война не желательна, однако мы не боимся воевать, если не будет другого варианта. Тем не менее наша позиция следующая — конфликт должен быть урегулирован мирным путем на основе взаимных компромиссов.
Как можно снять блокаду со стороны Турции?
Проблемы нужно решать вместе с турками. Неприемлемо, чтобы в XXI веке границы были закрыты и чтобы ставились предварительные условия. Прежде всего нужно установить отношения, а потом уже говорить о всех других вопросах. И Турция, и Армения стремятся углублять свои отношения с Европой и быть в одном с Европой сообществе ценностей. А это исключает любые военные действия. Международное сообщество должно высказаться по этому вопросу.
Вы сомневаетесь в возможности нормализации отношений с Турцией?
Многие сомневаются. И не только в Армении. Моя инициатива по нормализации отношений вызвала много споров среди армян по всему миру. В связи с затягиванием процесса все больше уменьшается число сторонников соглашения.
А Вы все еще верите в нормализацию?
У меня есть большое стремление установить нормальные отношения, однако недавние заявления Турции заставили меня поверить, что Турция не ратифицирует протоколы в обозримом будущем. Мы предупреждали, что если турки будут использовать процесс нормализации отношений в других целях, то мы предпримем адекватные меры. В этом случае мы отзовем свою подпись под протоколами.
Американская администрация заявила о своем намерении воспрепятствовать голосованию в Палате представителей по принятию резолюции, признающей Геноцид армян, которая была принята в Комитете. Что вы об этом думаете?
Конечно, мы искренне желаем, чтобы не только Соединенные Штаты, но и Турция и все страны мира признали Геноцид армян. Но Конгресс США и Государственный Департамент, принимая решения, вряд ли учитывают наше мнение или наши желания.