Несмотря на то, что факт подписания Арменией и Турцией протоколов по нормализации двусторонних отношений вызвал определенное недовольство и, в первую очередь, в Диаспоре, реакция оппозиционных сил Армении, ведомых бывшим президентом страны Левоном Тер-Петросяном, на эту инициативу армянского правительства не была полностью негативной, пишет The Armenian Mirror-Spectator.
Конституционный суд Армении признал, что текст протоколов соответствует Конституции страны, вследствие чего они уже рассматриваются в национальном парламенте. Однако то же самое не произошло в Турции, так как некоторый холодок в отношениях с Азербайджаном, вызванный сложившейся ситуацией вокруг нагорно-карабахского конфликта, поставил Анкару в трудное положение.
Турция столкнулась с внутренним кризисом. Представители вооруженных сил, всегда определявшие внешне- и внутриполитический курс в стране, стали вызываться на допрос представителями нынешней власти. Архитекторы нынешнего политического курса отошли от традиции, сложившейся в течение предшествующих десятилетий: на смену принципам, утверждающим светскую власть, пришел религиозный элемент, в результате чего Турция пытается налаживать отношения с исламским миром и, прежде всего, с Ираном и Сирией. В итоге Турция, с одной стороны, игнорирует свои военные и экономические связи с Израилем, а с другой – с Западом. Такой сдвиг в политике способствуют не только большей доминанте России в регионе, но и распространению экстремистского исламского движения.
В такой ситуации Турция стоит перед следующим историческим вопросом: должна ли она следовать политическому курсу, принятому в последние годы, или вернутся к традиционной политике поощрения прозападных отношений?
Анкаре трудно будет абстрагироваться от влияния военных. Об этом свидетельствует опыт государства, когда представители нескольких правительств были вынуждены склонить головы перед генералами.
Принимая это во внимание, можно со всей вероятностью предположить, что Турция не пожелает ратифицировать протоколы, в которых вопросы нагорно-карабахского конфликта и отказ Армении от международного признания Геноцида армян не включены как предусловия. Но именно в этом и заключается успех армянской дипломатии, считает автор статьи в The Armenian Mirror-Spectator.