Интервью NEWS.am c директором Института гидроэкологии и ихтиологии АН Армении Борисом Габриеляном
Промысловый ловсига на озере Севан уже запрещен… Получается, что рыболовам — промысловикам там нечего делать?
Не совсем так. Да, на озере Севан уже четвертый год действует запрет на лов сига. С давних пор, а именно — с 1976 года, запрещен лов форели, после чего последовал запрет на лов другого аборигенного для Севана вида рыб — храмули. Промысловый лов разрешен лишь по карасю серебряному, который, из-за межвидовой конкуренции с аборигенными для озера породами рыб, а также сигом, рассматривается как нежелательный для Севана вид. Поэтому на лов карася установлена такая квота, меньше которой лов, по указанной выше причине, нецелесообразен. В целом же, по показателю промыслового лова рыбы из природных водоемов Армения находится практически на нуле. Мы имеем успехи лишь по рыбоводческим хозяйствам.
Как в принципе организован лов рыбы на озере Севан? Имеются ли крупные компании, занимающиеся промыслом рыбы?
Для разрешения на промысловый лов рыбы требуется наличие соответствующей лицензии, предоставляемой сроком на 5 лет. Крупных рыболовецких компаний на Севане не имеется, и промыслом рыбы, как правило, занимаются только индивидуальные предприниматели. Каждый из них в отдельности заключает с Национальным парком «Севан» договор, которым определяются количество лова (квота) и вид рыбы, место лова, промысловые орудия, а также другие условия и требования.
Кто определяет, сколько рыбы можно ловить на Севане?
Общие квоты ежегодно разрабатывает наш институт, затем эти показатели утверждаются министром охраны природы. После всех этих процедур Национальный парк «Севан», в пределах общей квоты, распределяет последнюю между упомянутыми индивидуальными предпринимателями.
С квотами все ясно. А кто проверяет, сколько на самом деле выловили рыб эти предприниматели? Ведь даже сейчас, в условиях запрета лова, сиг продается на наших рынках!
Национальным парком «Севан» контроль над выполнением условий договора выполняется косвенно, на основе так называемой «уловляемости орудий лова». Проще говоря, определяется, сколько может выловить рыбы данной рыболовецкой сетью конкретный предприниматель. Конечно, иногда проводятся и прямые проверки. Однако жесткий контроль, по ряду причин, трудно обеспечить…
Но ведь тогда можно ловить, сколько захочется?!
Вы правы. Если бы «рыбаки» ловили рыбу в строгом соответствии с выделенными им квотами, то нынешних проблем не возникло бы. Ведь квоты определены на таком уровне, который обеспечивал не только естественное воспроизводство популяции рыб, но и ее рост. Однако в реальности предприниматели ловили не столько, сколько им выделялось, а столько, сколько могли!
Относительно количества рыбы в Севане ранее озвучивались различные цифры… Мол, сига у нас не менее 2 тысяч тонн. Так что проблем здесь нет!
Это были чисто произвольные цифры, теперь никто не рискует такие преувеличенные показатели никем не приводятся. Более точные показатели может дать только наш институт. Так вот, в настоящее время ресурсы сига в озере нами оцениваются в пределах 170-180 тонн. Для сравнения: в конце 80-ых – начале 90-ых ресурсы рыб всех пород оценивались порядка 30 тысяч тонн, из коих около 24 тысяч тонн приходилось именно на сиг.
Можем ли мы вновь достигнуть этого показателя?
Нет, так как такой цели мы отнюдь не ставим. Дело в том, что 30 тысяч тонн рыбы — слишком много для нашего озера. Таких ресурсов хватало не только для Армении, но и вывозилось в соседнюю Грузию и даже, окольными путями, в Азербайджан! Во всех грузинских городах в продаже имелся севанский сиг. Ныне цель более скромная – обеспечить в озере такое количество рыбы, которого хватало бы для потребностей нашей страны. Но, с одним важным условием — чтобы цены на промысловую рыбу были невысокие. Ведь за последние годы цена сига достигла просто астрономической величины…
Многие рассматривают проблему с сигом, как локальную. Дескать, нет сига, зато есть рыбоводческие хозяйства, да и импортировать рыбу можно…
Я считаю такой подход крайне ошибочным. Севан является стратегическим природным объектом не только как огромный резервуар пресной воды. Нужно учесть его потенциальные возможности обеспечения страны рыбой. На которую, в отличие от продукции рыбоводческих хозяйств, не надо тратить человеческий труд, электроэнергию, корма… Затраты здесь только на лов и транспортировку. Если, не дай Бог, внешние транспортные пути будут заблокированы, что будут делать рыбоводческие хозяйства? Ведь корма для рыб завозятся в Армению из других стран, собственного производства у нас нет. В случае форс-мажорных обстоятельств тысячи тонн севанской рыбы были бы просто спасением для нас, как это было в 90-ых годах. Лишь бы воды Севана не загрязняли, и лов был бы упорядочен…
Фото: www.fishfinders.dp.ua