На страницах журнала «Nouvelles d’Arménie» опубликована статья Ара Тораняна «Сводит ли Хиллари Клинтон на нет перспективы армяно-турецкого диалога», в которой проанализированы последние события в связи с изменением позиции администрации Барака Обамы по вопросу признания Геноцида армян.
«Исполнительная власть США и, в частности Хиллари Клинтон, достаточно отрицательно отреагировала на принятие Комитетом по внешним сношениям Палаты представителей Конгресса резолюции, признающей Геноцид армян. Заявив, что администрация Соединенных Штатов будет „активно работать“, чтобы провалить резолюцию, Хиллари Клинтон, неоднократно выступавшая в поддержку признания Геноцида, не только нарушает обещание, но и заставляет лгать президента США, который обещал в ходе своей предвыборной кампании решить этот вопрос.
Такой резкий поворот несколько разочаровывает. Тем более, что он происходит именно тогда, когда, наконец, появилась надежда, что Конгресс США признает Геноцид армян после нескольких неудачных попыток. Такое отношение, предосудительное с точки зрения нравственности, будет только разочаровывать тех, кто видел в избрании прогрессивного чернокожего кандидата на пост главы первой мировой державы знак возрождения этики в политической жизни. Все думали, что после десяти лет циничного и высокомерного правления наступит долгожданная новая эра и на мировой арене подует ветер справедливости. Это также позволило бы тем, кто лишен голоса, кто отвержен, быть услышанными. В этой связи вопрос о признании Геноцида армян воспринимался как символ перемен, как своего рода тест. Сегодня же разочарование достигло своего пика.
Возникает такое впечатление, что американская дипломатия поддается государственной политике отрицания, которую ведет Турция, и таким образом рискует убить зародившуюся после принятия резолюции надежду. Она посылает турецкой элите крайне негативный сигнал, и это в то время, когда у турецкой элиты стало проглядываться намерение наконец-то смело выступить против табу — преступления, лежащего в основе современного турецкого государства.
Благими намерениями ад вымощен — это, очевидно, делается во имя успеха нынешнего диалога между Арменией и Турцией. Таким образом, Хиллари Клинтон пытается оправдать свой фарс. Но, увы, это слабая отговорка. Всем известно, что согласиться сотрудничать с Ереваном в июле 2008 года Анкару побудило движение международного признания Геноцида.
Турция, имеющая шестнадцатую по величине экономику мира, в действительности, не нуждается в Армении, чтобы развиваться. С политической точки зрения роль последней сводится лишь к функции „водоотводной трубы“ для ксенофобии, обычной для турецкого национализма. Делая вид, что поднимает дамоклов меч, которым является признание Геноцида армян, госсекретарь не только не поощряет армяно-турецкий диалог, но и довольно успешно сводит его на нет.
Что же в действительности будет побуждать Турцию продолжить процесс нормализации отношений с Ереваном, если она видит, что процесс признания Геноцида, которого она так боится, никогда не достигнет успеха в Соединенных Штатах? Более того, почему Армения будет заинтересована в продолжении процесса нормализации, если этот диалог используется как инструмент против ее же интересов? Ведь требование Армении признать Геноцид не только связано с этическими аспектами, но и со стратегически важной потребностью — потребностью в том, чтобы умерить криминальный национализм в Турции, который по-прежнему представляет угрозу для ее существования.
Политика отрицания, которую проводит Турция, является не только продолжением Геноцида иными средствами, но и симптомом предрасположенности Турции к рецидивам. Делая подобный шаг назад, г-жа Клинтон берет на себя тяжкое бремя ответственности. Тем более, что воинственные призывы азербайджанцев, которые говорят, что турки и они — два государства, но один народ, как никогда прежде вещают о возможности возобновления войны на карабахском фронте.
Со времен Мюнхена мы знаем, что, желая установить мир в бесчестии, мы имеем все шансы сохранить бесчестье и пожать в придачу войну. Решение, конечно же, пока не принято. А если оставить в стороне слова госсекретаря, то останется документ, принятый Комитетом. Тем не менее, эти противоречивые сигналы и двойственные процессы не будут содействовать стабилизации неустойчивой обстановки в регионе. И не будут продвигать священное дело демократии в Турции», — пишет Ара Торанян на страницах журнала «Nouvelles d’Arménie».