США наказывают Турцию, оппозиция выжидает, а народ следит за ростом тарифов: Дискурс недели

Внутренняя политика

На уходящей неделе Армения отмечала вторую годовщину трагических событий 1 марта 2008 года, когда внутриполитическое противостояние в стране достигло своего апогея, завершившись невиданными по драматизму и их последствиям событиями в новейшей истории. И спустя два года после событий 1 марта, вновь стало очевидно, что они продолжают оставаться глубоким водоразделом между двумя политическими лагерями. Входящие в правящую коалицию политические партии всячески пытаются «закрыть» страницу трагических событий, не создавая для этого каких-либо объективных предпосылок. Оппозиционный же Армянский национальный конгресс не устает подчеркивать, что выявление и наказание виновных в гибели людей является одной из его важнейших задач. Политики продолжают спорить, а между тем по прошествии двух лет никто за гибель восьми демонстрантов, солдата и офицера внутренних войск так и не понес ответственности. Примечательно также то, что произошедшие конфигурации на политическом ландшафте страны не повлияли на оценку рядом партий событий 1 марта. Так, хоть и Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн периодически пытается предпринимать безуспешные попытки утвердиться в оппозиционном лагере, ее оценка противостояния 2008 года от властной практически не отличается. Одновременно партия «Наследие» хотя и прошлой осенью дистанцировалась от АНК, однако она продолжает возлагать ответственность за гибель людей исключительно на власти.

Сторонники же Левона Тер-Петросяна в понедельник не только активно отметили вторую годовщину трагических событий, но и использовали ее для озвучивания важнейших оценок в связи с нынешней внутриполитической ситуацией в стране, процессом нормализации армяно-турецких отношений и переговорами по карабахскому урегулированию. Одним из выводов, который следует из многотысячного митинга и шествия непарламентской оппозиции на этой неделе, следующий: несмотря на отсутствие широкого доступа к теле- и радио эфиру, отдаленность очередных парламентских и президентских выборов, Армянскому национальному конгрессу удается сохранить костяк своих активных сторонников, которые без особой оповестительной кампании готовы принимать участие в уличных акциях. А этот костяк, как известно, может послужить хорошим подспорьем для организации еще более массовых мероприятий в случае обострения внутриполитической ситуации, в том числе вызванного внешнеполитическим фактором. Одновременно необходимо отметить, что АНК не имеет возможности расширить количество участников уличных акций без катализирующих факторов, коими могут быть либо крайне неблагоприятный для армянской стороны ход переговорного процесса по карабахскому урегулированию, сопровождаемый проблемами внутри самого властного лагеря, либо резкое ухудшение социального положения, обусловленное продолжающимся ростом цен.

Что же касается непосредственно заявлений Левона Тер-Петросяна, появившегося перед широкой публикой после очередного довольно продолжительного перерыва, то они вытекали из логики всех предыдущих оценок. Лидер Армянского национального конгресса выразил уверенность, что сейчас речь может идти не о тупике, в котором по мнению некоторых экспертов и политиков оказался процесс нормализации армяно-турецких отношений, а «провале так называемой инициативной политики Сержа Саргсяна». Тер-Петросян считает, что не оправдались надежды президента Армении легитимизировать себя в глазах международной общественности и уменьшить внешнее давление на страну по карабахскому вопросу в ответ на диалог с Анкарой. Более того, это давление усилилось. Касаясь роли Запада в развитии демократии в республике и соблюдении прав человека, лидер АНК отметил, что последний преследует собственные интересы, сводящиеся к разрешению проблем, представляющих угрозу региональной безопасности. Именно в этой связи, на взгляд первого президента Армении, Запад считает приоритетными разрешение карабахского конфликта и нормализацию армяно-турецких отношений в сравнении с тремя другими важнейшими задачами, стоящими перед нашей страной – восстановлением демократии, утверждением законности и борьбой с коррупцией. Однако руководитель АНК не преминул добавить, что решение карабахской проблемы и нормализация отношений с Турцией исходят из интересов армянского народа.

Армянский национальный конгресс выдвинул список требований и временные рамки их выполнения, которые за день до рассмотрения ситуации в Армении на заседании Мониторингового комитета ПАСЕ – 16 марта, оппозиционеры представят в Ереванский офис Совета Европы. Помимо реформы избирательного законодательства и возвращения в эфир телекомпании «А1+», непарламентская оппозиция потребовала проведения в промежутке с июня до сентябрь досрочных парламентских и президентских выборов. Стоит заметить, что развитие событий по данному сценарию вероятно исключительно в случае гипотетически возможного раскола во властном лагере из-за неблагоприятного хода переговорного процесса по карабахскому урегулированию, как это произошло в Армении в феврале 1998 года. Именно это может позволить оппозиции в кратчайшие сроки резко увеличить число протестующих на улицах и с более сильных позиций потребовать проведения досрочных выборов. Сейчас же можно констатировать, что Армянский национальный конгресс, потребовав проведения досрочных выборов и огласив календарь выполнения этого и остальных требований, скорее обозначил программу собственных действий на ближайшие месяцы. Реализация же требований АНК, с учетом нынешних реалий, станет возможной в случае кардинальных сдвигов во внешнеполитической конъюнктуре в невыгодную для властей Армении сторону.

Между тем, в Апелляционном суде Армении начались слушания по иску адвокатов приговоренного к семи годам заключения главного редактора оппозиционной газеты «Айкакан жаманак» Никола Пашиняна. Адвокаты последнего требуют отменить решение суда первой инстанции, настаивая, что он не организовывал массовых беспорядков 1 марта 2008 года, более того, постоянно призывал участников спонтанного многотысячного митинга к спокойствию. В свою очередь, обвинение посчитало недостаточным приговор и требует признать Пашиняна виновным также в применении силы против представителя власти – в данном случае полицейского. По этому эпизоду оппозиционер был оправдан судом первой инстанции.

 

Карабахское урегулирование и регион

Самым важным событием, способным оказать серьезное воздействие на дальнейшее развитие процесса нормализации армяно-турецких отношений, стало принятие Комитетом по внешним сношениям Палаты представителей Конгресса США резолюции N252, осуждающей Геноцид армян в Османской Турции. Поздно вечером 4 марта и в ночь на пятницу менее полусотни американских конгрессменов держали в напряжении как Армению, так и Турцию. Вопрос висел на волоске, и положительное решение было принято с перевесом лишь в один голос.

Сразу следует отметить, что не стоит переоценивать решение конгрессменов. Хотя бы потому, что аналогичные резолюции уже трижды принимались тем же Комитетом Палаты представителей, однако усилиями исполнительной власти США они каждый раз не доходили даже до рассмотрения самой нижней палатой американского Конгресса. Совершенно не исключено, что и сейчас события будут развиваться в том же русле, для чего есть несколько предпосылок. Во-первых, решение, как мы уже отметили, было принято с незначительным перевесом голосов. И совершенно нет никаких гарантий, что в случае возможного обсуждения резолюции в Палате представителей удастся обеспечить хотя бы незначительный перевес голосов, тем более, если учесть сопротивление администрации Обамы.

Именно в этом сопротивлении, входящем в прямое противоречие с предвыборными обещаниями как Барака Обамы на президентских выборах, так и Хиллари Клинтон, когда последняя баллотировалась с Сенат, кроется основная подоплека происходящих событий. Нетрудно заметить, что Белый дом изначально не чинил особых препятствий рассмотрению проекта резолюции в Комитете Палаты представителей, а призвал не принимать документ, позже – не выносить его на пленарное заседание нижней палаты Конгресса, последовало лишь в самый последний момент. Все это позволяет предположить, причем с довольно большой долей вероятности, что положительное решение Комитета в действительности было принято при официально не декларируемом согласии Белого дома.

А это согласие имеет свое объяснение. Примечательно, что проект резолюции появился в повестке Комитета по внешним сношениям после резких заявлений премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, напрямую связавшего ратификацию армяно-турецких протоколов Анкарой с решением карабахской проблемы. Очевидно, в США понимают, что Турция оказалась в заложниках своего «младшего брата» Азербайджана, и через Анкару предпринимают попытку заставить официальный Баку пойти на уступки в карабахском вопросе. Единственным же способом довести до сознания Ильхама Алиева новые реалии геополитической обстановки возможно лишь путем достижения определенного дистанцирования Турции от Баку: то есть президент Азербайджана должен увидеть опасность оказаться в полной изоляции, дабы не чинить препятствий в карабахском урегулировании. Именно с этой целью США, очевидно, держат запасной вариант, допускающий открытие армяно-турецкой границы до подписания рамочного соглашения по карабахскому урегулированию.

В любом случае, перспективы прохождения резолюции о признании Геноцида армян через все высшие инстанции в Вашингтоне особого оптимизма не вызывают. Вряд ли стоит ожидать, что США пойдут на окончательную жесткую конфронтацию со своим союзником Турцией. К сожалению, уже многие годы Вашингон спекулирует на вопросе признания Геноцида армян, решая собственные проблемы. Многое сейчас зависит от самой Турции: Белый дом может действительно разозлиться в случае отсутствия каких-либо подвижек в армяно-турецком процессе. Однозначно то, что ближайшие полтора месяца для Вашингтона являются весьма критическими: либо протоколы будут ратифицированы, либо можно будет констатировать полный провал политики США в регионе.

На уходящей неделе стало также очевидно, что завершен процесс представления Арменией и Азербайджаном своих предложений относительно до сих пор не согласованных пунктов базового соглашения по карабахскому урегулированию. Точнее, ситуация сложилась следующим образом: Азербайджан выразил свое согласие с доработанным вариантом так называемых Мадридских принципов, а Армения представила замечания. Теперь остается ждать новых действий международных посредников.

 

Экономика и социальная жизнь

После почти трехлетнего перерыва в понедельник был открыт контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс». Соглашение о возобновлении работы КПП было достигнуто на встречах грузинских и российских экспертов в Ереване и Казбеги с участием представителей Швейцарии и подтверждено нотами МИД России и Грузии. Однако «Верхний Ларс» смогут пересекать только автотранспортные средства. Пеший переход, а также упрощенный режим пересечения границы для жителей ближайших населенных пунктов не предусмотрены. Гражданам Грузии и России, желающим пересечь границу, необходимо сначала получить российскую или грузинскую визы в посольстве Швейцарии. Москва и Тбилиси в своих заявлениях и не скрывали, что данный прогресс в большей степени стал не шагом, направленным на нормализацию двусторонних отношений, а жестом в пользу Армении, находившейся практически в полной экономической блокаде. Однако пока поток грузового транспорта, пересекшего КПП, весьма невелик.

Компания «Ерводоканал» представила в Комитет по регулированию общественных услуг заявку на повышение тарифа на питьевую воду для столичных жителей. С 1 июля тариф предложено повысить почти на 20%. Таким образом, цепная реакция уже пошла. Повышение тарифов на газ с 1 апреля уже сейчас привело к тому, что заранее объявлено о повышении тарифа на воду. Если к этому прибавить резкий рост цен на основные продукты питания в обстановке отсутствия каких-либо перспектив на повышение заработных плат в течение всего 2010 года, то народ не ждет ничего хорошего. Между тем, власти ограничиваются пока лишь голословными обещаниями предпринять меры по недопущению резкого ухудшения социального положения населения.

В Армении социальные карты будут заменены на идентификационные карточки. Об этом корреспонденту NEWS.am – Инновации сообщил директор информационно-аналитического центра «Норк» Гайк Чобанян, добавив, что идентификационные карточки будут использованы при осуществлении операций внутри страны. «Это следующий этап программы социальных карт, который должен был быть осуществлен раньше, однако, в особенности из-за шума, поднятого религиозными организациями, на несколько лет ее отложили», — сказал Чобанян. По его словам, идентификационные карточки будут оснащены специальными чипами, чтобы их невозможно было бы подменить. В чипах будет также храниться информация о данном человеке. Директор центра «Норк» сообщил, что одновременно разрабатываются паспорта с новыми, невидимыми чипами, в которые будут заключены биологические данные человека. Новые паспорта будут использоваться при выезде за границу, а удостоверяющие личность карточки – во время всех видов внутригосударственных сделок. Чобанян сообщил, что новые документы войдут в обращение с 2011 года.

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.