Литургия на Ахтамаре поспособствовала восстановлению идентичности скрытых армян

Литургия в церкви «Сурб хач» на острове Ахтамар в Ване – уже история, и отклики на нее довольно интересны. В частности, Турции не удалось провести свое запланированное шоу в основном благодаря единому бойкоту армян. Даже изобилие представителей зарубежных СМИ, приглашенных Эрдоганом, не изменило ситуацию в пользу Турции. На литургии было довольно мало армян из Армении, кому и была адресована литургия. Даже из армянской общины Стамбула, достигающей нескольких тысяч человек, всего 700 армян приняло участие в литургии. Уместно упомянуть также то, что половина гостиничных номеров в Ване были пусты. Бизнесмены Вана тоже жалуются на то, что они сделали затраты, однако армяне, не приехавшие в Ван из-за того, что крест не был установлен, лишили их прибыли. Так, с решения не устанавливать крест на куполе церкви в Ване началась резкая критика в адрес властей именно в турецкой прессе. Приведем всего два заголовка из двух известных газет: «Пол доброй воли – не добрая воля» и «Огромная Турция не может поднять 100-килограммовый крест». В этом контексте вновь турецкие власти поставили себя в смешное положение и таким образом способствовали тому, чтобы организованное ими шоу не дало желаемого результата. Литургия на Ахтамаре выявила новые проблемы в Турции. Крест, не установленный на церкви Ахтамара, литургия на армянском языке и присутствие хотя и немногих армян стали поводом для того, чтобы многие скрытые армяне, скрывавшие свою идентичность на протяжении лет, нашли смелость сказать, что они армяне. Радость и слезы скрытых армян, приехавших на Ахтамар из Вана, Муша, Сасуна, Дерсима, Амшена и других мест Турции, свидетельствуют об их терпении и смелости. Люди, приехавшие из Муша на 20 микроавтобусах и машинах для участия в литургии, целовали неустановленный крест и плакали… Видя вокруг себя армян, многие пытались рассказать то, что они скрывали много лет, побеседовать с армянами из Армении, которые говорили по-турецки. Один 85-летний старик, приехавший из Алашкерта вместе с внуками, услышав армянские слова, начал плакать, сказав, что он армянин, однако никогда не слышал армянскую речь, так как, когда ему было 3 года, его отца убили, а мать похитили, его же вырастила семья курдов. 45-летний Мехмет из Арчеша тоже был рад, что на Ахтамаре проводится литургия, так как у его матери армянские корни, однако из-за проблем со здоровьем она не смогла приехать, и вместо нее приехал он. На Ахтамаре свою армянскую идентичность не скрывали многие, даже те, кто приехал из западной части Турции. Литургия на Ахтамаре вновь выявила проблему скрытых армян в Турции. В центре внимания прессы оказалось официальное возвращение в христианство исламизированных внуков сестры архиепископа Арама Атешяна, заместителя Константинопольского патриарха Армянской апостольской церкви. Через несколько дней после литургии на Ахтамаре архиеп. Атешян, отвечая на вопросы журналистов, рассказал о тех, кто из разных мест Турции обратился к ним, выразив желание вернуться к вере и языку своих дедов. «Они либо стесняются своих соседей, либо боятся, что их уволят с работы. Параллельно с демократизацией Турции и укреплением прав человека тысячи обратятся к своей вере. Сегодня из разных провинций Турции – Тунджели, Трабзона, Кастамону – к нам приходят молодые люди, интересуясь своими корнями. Если этот страх пройдет, турки поймут, что рядом с ними жили тысячи армян», – отметил архиеп. Атешян. Конечно, на все это не мог не отреагировать турецкий историк, бывший председатель Турецкого исторического общества Юсуф Халачоглу, известный своими антиармянскими, расистскими заявлениями, одного заявления которого достаточно, чтобы в турецком обществе распространились антиармянские настроения. По словам Халачоглу, восстановление идентичности скрытых армян подготавливает почву для того, чтобы потом потребовать компенсаций от Турции. Турецкий профессор отметил, что численность скрытых армян превышает 500 тыс. человек. Этот процесс уже начат, и следует обращать на него соответствующее внимание и ждать таких заявлений, какое несколько дней назад сделал 30-летний Зеки Сарыджан из Тунджели: «Я живу в селе Мазгит. Здесь много армян, но скрытых, они ассимилировались и боятся. Я говорю, что я армянин, однако мой отец не делает этого. В обществе все, в том числе военные и полиция, знают, что мой отец – армянин, однако мой отец боится. Я ЖЕ УЖЕ НЕ БОЮСЬ».

Андраник Испирян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.