В воскресенье на территории ереванского Мемориала жертв Геноцида армян «Цицернакаберд» пройдет акция протеста, связанная с ситуацией вокруг одной из жемчужин армянского средневекового зодчества — церкви Сурб Хач, расположенной на острове Ахтамар в Турции.
Акция некоторым образом символична, так как касается геноцида культурного, который, по мнению многих экспертов, Турция попыталась прикрыть пропагандистской мишурой, использовав для этих целей реставрацию Сурб Хача.
Восстановление храма началось в результате международного давления, однако очень скоро Анкара поняла, что можно это использовать для получения дивидендов, демонстрации собственной толерантности, способности по-европейски мыслить. Иными словами, Турция решила использовать армянскую церковь для решения своих политических проблем на европейском направлении.
Одним из этапов процесса создания положительного имиджа страны в глазах христианской Европы стала шумно организованная церковная служба в византийском храме Панагия Су Мела в Трабзоне.
Показав, благодаря невиданному воодушевлению греков, «способность» к религиозной терпимости, турецкая сторона приступила к реализации следующего пункта сценария — 19 сентября в церкви Сурб Хач назначена литургия, мероприятие широко афишировано, приглашения разосланы во все части света…
Хотя всем была ясна заведомо пропагандистская подоплека подобной акции, тем не менее не мало армянских экспертов считали, что участвовать в мероприятии стоит. Скорее всего, подобная позиция была мотивирована надеждой реанимировать «замороженный» процесс армяно-турецкой нормализации. К участию в литургии, первоначально склонялась и Армянская Апостольская Церковь.
Однако все изменилось после отказа Турции установить крест над храмом. Подобное решение объяснялось техническими причинами, однако, очевидно, что это демонстративный шаг, призванный развеять все сомнения вокруг возможного статуса храма. Турция намерена использовать восстановленную церковь только как музей и никак иначе, именно это хочет сказать Анкара, отказываясь установить крест над церковью. Это свое решение Турция, как бы публично подтвердила, запретив прибывшим из Армении детям помолиться в храме и даже зажечь ладан в усыпальнице армянских царей династии Арцруни.
Подобная позиция сделала проведение литургии в Сурб Хаче бессмысленным с религиозной точки зрения, но вполне выигрышным для Анкары мероприятием, с точки зрения пиара. «Внешняя картинка» толерантной Турции, принимающей у себя армян, Турции, на собственные средства отреставрировавшей храм своих исторических противников, должна, по мнению политиков и аналитиков этой страны, изменить представление о турках в мире и, в первую очередь, в Европе, в которую Анкара так стремится, но стандартам которой абсолютно не соответствует.
Первым шагом, расшатавшим основы этого хитроумного плана, стал официальный отказ Первопрестольного Святого Эчмиадзина участвовать в разрекламированных мероприятиях. Вслед за этим почти все экспертное сообщество назвало происходящее «спектаклем», в котором армянам участвовать не стоит.
Нет никаких сомнений в том, что Турции удастся обеспечить присутствие на церковной службе местных армян, однако огромный проект по демонстрации собственной «цивилизованности», скорее всего, провалился.
Но и еще одну цель, по мнению специалистов, преследовала реставрация Сурб Хача. Это отвлечение внимания мирового сообщества от ситуации с армянским культурным наследием на территории исторической Западной Армении, входящей в состав современной Турции.
По мнению руководителя ереванского офиса Общественной организации по исследованиям армянской архитектуры (RAA) Самвела Карапетяна, это наследие может за короткое время полностью исчезнуть.
Даже сами турки признают, что из тысяч армянских храмов на территории этой страны остались несколько десятков. Сможет ли Турция спрятать разрушенные армянские памятники за восстановленными стенами Сурб Хача — покажет время.
Гагик Багдасарян, обозреватель АМИ «Новости-Армения»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: АМИ «Новости-Армения»