На церкви Сурб Хач на острове Ахтамар должно быть установлено не один, а два креста
16 сентября 2010, 16:01
Пока на куполе церкви Сурб Хач на острове Ахтамар не установлен крест, церковь нельзя считать восстановленной. Такого мнения придерживается специалист по памятникам, руководитель ереванского офиса Общественной организации по исследованиям армянской архитектуры (RAA) Самвел Карапетян, который следил за восстановительными работами в этой церкви и за ходом реставрации.
Как известно, турецкие власти заранее обещали до 19 сентября установить крест на куполе церкви, однако буквально перед началом литургии заявили, что по техническим причинам установление креста на куполе церкви откладывается и он будет установлен после литургии. Основная причина, которую указывают турецкие власти, заключается в том, что крест очень тяжелый – он весит около 100 кг (ранее говорилось о 200 кг), что создает трудности для его установления. Крест, который планируется установить на куполе церкви,– это не тот крест, который был там изначально. Новый крест, по имеющимся сведениям, был отлит в Армении, а по какому проекту, на какой кузнице, из какого металла, когда и как его перевезли через таможню и довезли до Вана, неизвестно. «Все держится в строгом секрете, рассказываются мифические истории в связи с этим крестом. Неизвестно, кто его сделал, кто предложил, чтобы он весил 200 кг… все это является тайной, непонятно почему»,– заметил Карапетян. Хотя ему и неизвестно, каким был прежде крест на куполе церкви, он все же уверен, что крест был очень скромным, едва достигающим в весе нескольких килограмм, не таким гигантским, каковым является новый крест. «Уверен, что при изготовлении креста были учтены несколько параметров. Например, размеры основания, куда должен быть установлен 200-килограммовый крест. Установление такого тяжелого креста в маленькое основание связано с большим риском. Церковь находится в сейсмической зоне, и если в один день этот крест упадет, это будет иметь эффект бомбы: разрушатся панели, орнаменты, стены церкви. И если крест весит 200 кг, то это слишком тяжело. А тот, кто изготовил этот гигантский крест, пусть оставит его для своей могилы»,– сказал он.
Кстати, Самвел Карапетян отметил, что крест должен быть установлен не только на куполе церкви, но и на куполе колокольни. «Как бы они не хотели этого, они должны установить два креста, так как не может быть так, чтобы на куполе был установлен крест, а на колокольне – нет,– сказал он и добавил: – Турки очень хотели бы, чтобы вместо креста был установлен турецкий флаг, но они отреставрировали церковь, поэтому вынуждены установить крест, так как церковь на Ахтамаре они не провозгласили мечетью, как церковь Карса, чтобы на куполе был установлен полумесяц и тем самым проблема была закрыта».
Собеседника Новости Армении – NEWS.am удивляет поведение турецких властей, затягивающих процесс установления креста. Он считает, что турки психологически не могут перепрыгнуть через свою тень. Так как они так растоптали кресты, что сейчас сами своими руками не могут его установить. Во всех селах Западной Армении крест для того, чтобы растаптывать. Все хачкары наших кладбищ используются как камни для лестниц, порогов, чтобы топтать их. Турок должен топтать крест, а не поднимать его своими руками и ставить на место»,– отметил Карапетян.
Что же касается реставрации и восстановления церкви вообще, то это, по оценке Карапетяна, можно считать «хорошей и грамотной реставрацией». «Турки восстановили несколько церквей: Аракелоц в Карсе, Тиграна Оненца в Ани. Если же с восстановленными строениями сравнить церковь Ахтамара, то можно сказать, что она восстановлена несравнимо лучше. Если посмотреть еще шире и сравнить с восстановленными памятниками на территории Армении, то церковь Ахтамара можно отнести к числу наилучших восстановленных строений. В научном смысле проделана очень грамотная работа. Но если турки столько понимали, почему они не применили тот же принцип в случае других, ими же восстановленных церквей? Например, в случае церкви Тиграна Оненца в Ани или Аракелоц в Карсе. В восстановительных работах этих церквей произошли грубейшие ошибки, в которых нет даже намека на грамотность»,– сказал Карапетян.
По его словам, в случае Сурб Хача турецкие власти проявили особое сердоболие, так как она восстанавливается в пропагандистских целях. «Турки восстановили ее, чтобы трубить в фанфары перед миром. С этой целью для восстановления внутренних фресок были приглашены специалисты из Европы, которые, по мнению наших местных специалистов, работали очень грамотно. Однако мы не должны упускать случай, а всегда говорить им о тех церквях, которые были восстановлены безобразно»,– отметил Карапетян.
Эксперт затронул и вопрос участия армян в литургии в церкви Сурб Хач 19 сентября, сделав очень жесткое заявление: «Как могут отпрыски нации, пришедшей из Алтая, уничтожившей наших предков, совершившей Геноцид, приглашать внуков тех, кто чудом спасся, и говорить им: «Миллион разрушили, один восстановили, приходите, радуйтесь», а Константинопольскому патриарху-полурабу говорить, что он должен провести литургию?! Если мы должны собраться на нашей родине по какому-либо поводу, то день и время должны устанавливать мы. Нас хотя бы спросили, когда устанавливали день литургии? И еще заявляют, что времени не хватает для установки креста. Разве день и час устанавливали мы?.. И даже если крест будет установлен, то мы не должны быть там, поскольку мы сами должны устанавливать время встречи в нашем доме. Это же не Дейр-эз-Зор, чтобы в сопровождении всего трех турецких полицейских идти на заклание. Нас никто не заставляет ехать и принимать участие в фарсе, организованном теми, кто владеет нашей страной путем осуществления Геноцида…»
Пока на куполе церкви Сурб Хач на острове Ахтамар не установлен крест, церковь нельзя считать восстановленной. Такого мнения придерживается специалист по памятникам, руководитель ереванского офиса Общественной организации по исследованиям армянской архитектуры (RAA) Самвел Карапетян, который следил за восстановительными работами в этой церкви и за ходом реставрации. (фоторепортаж)
Как известно, турецкие власти заранее обещали до 19 сентября установить крест на куполе церкви, однако буквально перед началом литургии заявили, что по техническим причинам установление креста на куполе церкви откладывается и он будет установлен после литургии. Основная причина, которую указывают турецкие власти, заключается в том, что крест очень тяжелый – он весит около 100 кг (ранее говорилось о 200 кг), что создает трудности для его установления. Крест, который планируется установить на куполе церкви,– это не тот крест, который был там изначально. Новый крест, по имеющимся сведениям, был отлит в Армении, а по какому проекту, на какой кузнице, из какого металла, когда и как его перевезли через таможню и довезли до Вана, неизвестно. «Все держится в строгом секрете, рассказываются мифические истории в связи с этим крестом. Неизвестно, кто его сделал, кто предложил, чтобы он весил 200 кг… все это является тайной, непонятно почему»,– заметил Карапетян. Хотя ему и неизвестно, каким был прежде крест на куполе церкви, он все же уверен, что крест был очень скромным, едва достигающим в весе нескольких килограмм, не таким гигантским, каковым является новый крест. «Уверен, что при изготовлении креста были учтены несколько параметров. Например, размеры основания, куда должен быть установлен 200-килограммовый крест. Установление такого тяжелого креста в маленькое основание связано с большим риском. Церковь находится в сейсмической зоне, и если в один день этот крест упадет, это будет иметь эффект бомбы: разрушатся панели, орнаменты, стены церкви. И если крест весит 200 кг, то это слишком тяжело. А тот, кто изготовил этот гигантский крест, пусть оставит его для своей могилы»,– сказал он.
Кстати, Самвел Карапетян отметил, что крест должен быть установлен не только на куполе церкви, но и на куполе колокольни. «Как бы они не хотели этого, они должны установить два креста, так как не может быть так, чтобы на куполе был установлен крест, а на колокольне – нет,– сказал он и добавил: – Турки очень хотели бы, чтобы вместо креста был установлен турецкий флаг, но они отреставрировали церковь, поэтому вынуждены установить крест, так как церковь на Ахтамаре они не провозгласили мечетью, как церковь Карса, чтобы на куполе был установлен полумесяц и тем самым проблема была закрыта».
Собеседника Новости Армении – NEWS.am удивляет поведение турецких властей, затягивающих процесс установления креста. Он считает, что турки психологически не могут перепрыгнуть через свою тень. Так как они так растоптали кресты, что сейчас сами своими руками не могут его установить. Во всех селах Западной Армении крест для того, чтобы растаптывать. Все хачкары наших кладбищ используются как камни для лестниц, порогов, чтобы топтать их. Турок должен топтать крест, а не поднимать его своими руками и ставить на место»,– отметил Карапетян.
Что же касается реставрации и восстановления церкви вообще, то это, по оценке Карапетяна, можно считать «хорошей и грамотной реставрацией». «Турки восстановили несколько церквей: Аракелоц в Карсе, Тиграна Оненца в Ани. Если же с восстановленными строениями сравнить церковь Ахтамара, то можно сказать, что она восстановлена несравнимо лучше. Если посмотреть еще шире и сравнить с восстановленными памятниками на территории Армении, то церковь Ахтамара можно отнести к числу наилучших восстановленных строений. В научном смысле проделана очень грамотная работа. Но если турки столько понимали, почему они не применили тот же принцип в случае других, ими же восстановленных церквей? Например, в случае церкви Тиграна Оненца в Ани или Аракелоц в Карсе. В восстановительных работах этих церквей произошли грубейшие ошибки, в которых нет даже намека на грамотность»,– сказал Карапетян.
По его словам, в случае Сурб Хача турецкие власти проявили особое сердоболие, так как она восстанавливается в пропагандистских целях. «Турки восстановили ее, чтобы трубить в фанфары перед миром. С этой целью для восстановления внутренних фресок были приглашены специалисты из Европы, которые, по мнению наших местных специалистов, работали очень грамотно. Однако мы не должны упускать случай, а всегда говорить им о тех церквях, которые были восстановлены безобразно»,– отметил Карапетян.
Эксперт затронул и вопрос участия армян в литургии в церкви Сурб Хач 19 сентября, сделав очень жесткое заявление: «Как могут отпрыски нации, пришедшей из Алтая, уничтожившей наших предков, совершившей Геноцид, приглашать внуков тех, кто чудом спасся, и говорить им: «Миллион разрушили, один восстановили, приходите, радуйтесь», а Константинопольскому патриарху-полурабу говорить, что он должен провести литургию?! Если мы должны собраться на нашей родине по какому-либо поводу, то день и время должны устанавливать мы. Нас хотя бы спросили, когда устанавливали день литургии? И еще заявляют, что времени не хватает для установки креста. Разве день и час устанавливали мы?.. И даже если крест будет установлен, то мы не должны быть там, поскольку мы сами должны устанавливать время встречи в нашем доме. Это же не Дейр-эз-Зор, чтобы в сопровождении всего трех турецких полицейских идти на заклание. Нас никто не заставляет ехать и принимать участие в фарсе, организованном теми, кто владеет нашей страной путем осуществления Геноцида…»
На церкви Сурб Хач на острове Ахтамар должно быть установлено не один, а два креста
Пока на куполе церкви Сурб Хач на острове Ахтамар не установлен крест, церковь нельзя считать восстановленной. Такого мнения придерживается специалист по памятникам, руководитель ереванского офиса Общественной организации по исследованиям армянской архитектуры (RAA) Самвел Карапетян, который следил за восстановительными работами в этой церкви и за ходом реставрации.
Как известно, турецкие власти заранее обещали до 19 сентября установить крест на куполе церкви, однако буквально перед началом литургии заявили, что по техническим причинам установление креста на куполе церкви откладывается и он будет установлен после литургии. Основная причина, которую указывают турецкие власти, заключается в том, что крест очень тяжелый – он весит около 100 кг (ранее говорилось о 200 кг), что создает трудности для его установления. Крест, который планируется установить на куполе церкви,– это не тот крест, который был там изначально. Новый крест, по имеющимся сведениям, был отлит в Армении, а по какому проекту, на какой кузнице, из какого металла, когда и как его перевезли через таможню и довезли до Вана, неизвестно. «Все держится в строгом секрете, рассказываются мифические истории в связи с этим крестом. Неизвестно, кто его сделал, кто предложил, чтобы он весил 200 кг… все это является тайной, непонятно почему»,– заметил Карапетян. Хотя ему и неизвестно, каким был прежде крест на куполе церкви, он все же уверен, что крест был очень скромным, едва достигающим в весе нескольких килограмм, не таким гигантским, каковым является новый крест. «Уверен, что при изготовлении креста были учтены несколько параметров. Например, размеры основания, куда должен быть установлен 200-килограммовый крест. Установление такого тяжелого креста в маленькое основание связано с большим риском. Церковь находится в сейсмической зоне, и если в один день этот крест упадет, это будет иметь эффект бомбы: разрушатся панели, орнаменты, стены церкви. И если крест весит 200 кг, то это слишком тяжело. А тот, кто изготовил этот гигантский крест, пусть оставит его для своей могилы»,– сказал он.
Кстати, Самвел Карапетян отметил, что крест должен быть установлен не только на куполе церкви, но и на куполе колокольни. «Как бы они не хотели этого, они должны установить два креста, так как не может быть так, чтобы на куполе был установлен крест, а на колокольне – нет,– сказал он и добавил: – Турки очень хотели бы, чтобы вместо креста был установлен турецкий флаг, но они отреставрировали церковь, поэтому вынуждены установить крест, так как церковь на Ахтамаре они не провозгласили мечетью, как церковь Карса, чтобы на куполе был установлен полумесяц и тем самым проблема была закрыта».
Собеседника Новости Армении – NEWS.am удивляет поведение турецких властей, затягивающих процесс установления креста. Он считает, что турки психологически не могут перепрыгнуть через свою тень. Так как они так растоптали кресты, что сейчас сами своими руками не могут его установить. Во всех селах Западной Армении крест для того, чтобы растаптывать. Все хачкары наших кладбищ используются как камни для лестниц, порогов, чтобы топтать их. Турок должен топтать крест, а не поднимать его своими руками и ставить на место»,– отметил Карапетян.
Что же касается реставрации и восстановления церкви вообще, то это, по оценке Карапетяна, можно считать «хорошей и грамотной реставрацией». «Турки восстановили несколько церквей: Аракелоц в Карсе, Тиграна Оненца в Ани. Если же с восстановленными строениями сравнить церковь Ахтамара, то можно сказать, что она восстановлена несравнимо лучше. Если посмотреть еще шире и сравнить с восстановленными памятниками на территории Армении, то церковь Ахтамара можно отнести к числу наилучших восстановленных строений. В научном смысле проделана очень грамотная работа. Но если турки столько понимали, почему они не применили тот же принцип в случае других, ими же восстановленных церквей? Например, в случае церкви Тиграна Оненца в Ани или Аракелоц в Карсе. В восстановительных работах этих церквей произошли грубейшие ошибки, в которых нет даже намека на грамотность»,– сказал Карапетян.
По его словам, в случае Сурб Хача турецкие власти проявили особое сердоболие, так как она восстанавливается в пропагандистских целях. «Турки восстановили ее, чтобы трубить в фанфары перед миром. С этой целью для восстановления внутренних фресок были приглашены специалисты из Европы, которые, по мнению наших местных специалистов, работали очень грамотно. Однако мы не должны упускать случай, а всегда говорить им о тех церквях, которые были восстановлены безобразно»,– отметил Карапетян.
Эксперт затронул и вопрос участия армян в литургии в церкви Сурб Хач 19 сентября, сделав очень жесткое заявление: «Как могут отпрыски нации, пришедшей из Алтая, уничтожившей наших предков, совершившей Геноцид, приглашать внуков тех, кто чудом спасся, и говорить им: «Миллион разрушили, один восстановили, приходите, радуйтесь», а Константинопольскому патриарху-полурабу говорить, что он должен провести литургию?! Если мы должны собраться на нашей родине по какому-либо поводу, то день и время должны устанавливать мы. Нас хотя бы спросили, когда устанавливали день литургии? И еще заявляют, что времени не хватает для установки креста. Разве день и час устанавливали мы?.. И даже если крест будет установлен, то мы не должны быть там, поскольку мы сами должны устанавливать время встречи в нашем доме. Это же не Дейр-эз-Зор, чтобы в сопровождении всего трех турецких полицейских идти на заклание. Нас никто не заставляет ехать и принимать участие в фарсе, организованном теми, кто владеет нашей страной путем осуществления Геноцида…»
Подготовила Эгине Манукян
Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am
Пока на куполе церкви Сурб Хач на острове Ахтамар не установлен крест, церковь нельзя считать восстановленной. Такого мнения придерживается специалист по памятникам, руководитель ереванского офиса Общественной организации по исследованиям армянской архитектуры (RAA) Самвел Карапетян, который следил за восстановительными работами в этой церкви и за ходом реставрации. (фоторепортаж)
">Как известно, турецкие власти заранее обещали до 19 сентября установить крест на куполе церкви, однако буквально перед началом литургии заявили, что по техническим причинам установление креста на куполе церкви откладывается и он будет установлен после литургии. Основная причина, которую указывают турецкие власти, заключается в том, что крест очень тяжелый – он весит около 100 кг (ранее говорилось о 200 кг), что создает трудности для его установления. Крест, который планируется установить на куполе церкви,– это не тот крест, который был там изначально. Новый крест, по имеющимся сведениям, был отлит в Армении, а по какому проекту, на какой кузнице, из какого металла, когда и как его перевезли через таможню и довезли до Вана, неизвестно. «Все держится в строгом секрете, рассказываются мифические истории в связи с этим крестом. Неизвестно, кто его сделал, кто предложил, чтобы он весил 200 кг… все это является тайной, непонятно почему»,– заметил Карапетян. Хотя ему и неизвестно, каким был прежде крест на куполе церкви, он все же уверен, что крест был очень скромным, едва достигающим в весе нескольких килограмм, не таким гигантским, каковым является новый крест. «Уверен, что при изготовлении креста были учтены несколько параметров. Например, размеры основания, куда должен быть установлен 200-килограммовый крест. Установление такого тяжелого креста в маленькое основание связано с большим риском. Церковь находится в сейсмической зоне, и если в один день этот крест упадет, это будет иметь эффект бомбы: разрушатся панели, орнаменты, стены церкви. И если крест весит 200 кг, то это слишком тяжело. А тот, кто изготовил этот гигантский крест, пусть оставит его для своей могилы»,– сказал он.
Кстати, Самвел Карапетян отметил, что крест должен быть установлен не только на куполе церкви, но и на куполе колокольни. «Как бы они не хотели этого, они должны установить два креста, так как не может быть так, чтобы на куполе был установлен крест, а на колокольне – нет,– сказал он и добавил: – Турки очень хотели бы, чтобы вместо креста был установлен турецкий флаг, но они отреставрировали церковь, поэтому вынуждены установить крест, так как церковь на Ахтамаре они не провозгласили мечетью, как церковь Карса, чтобы на куполе был установлен полумесяц и тем самым проблема была закрыта».
Собеседника Новости Армении – NEWS.am удивляет поведение турецких властей, затягивающих процесс установления креста. Он считает, что турки психологически не могут перепрыгнуть через свою тень. Так как они так растоптали кресты, что сейчас сами своими руками не могут его установить. Во всех селах Западной Армении крест для того, чтобы растаптывать. Все хачкары наших кладбищ используются как камни для лестниц, порогов, чтобы топтать их. Турок должен топтать крест, а не поднимать его своими руками и ставить на место»,– отметил Карапетян.
Что же касается реставрации и восстановления церкви вообще, то это, по оценке Карапетяна, можно считать «хорошей и грамотной реставрацией». «Турки восстановили несколько церквей: Аракелоц в Карсе, Тиграна Оненца в Ани. Если же с восстановленными строениями сравнить церковь Ахтамара, то можно сказать, что она восстановлена несравнимо лучше. Если посмотреть еще шире и сравнить с восстановленными памятниками на территории Армении, то церковь Ахтамара можно отнести к числу наилучших восстановленных строений. В научном смысле проделана очень грамотная работа. Но если турки столько понимали, почему они не применили тот же принцип в случае других, ими же восстановленных церквей? Например, в случае церкви Тиграна Оненца в Ани или Аракелоц в Карсе. В восстановительных работах этих церквей произошли грубейшие ошибки, в которых нет даже намека на грамотность»,– сказал Карапетян.
По его словам, в случае Сурб Хача турецкие власти проявили особое сердоболие, так как она восстанавливается в пропагандистских целях. «Турки восстановили ее, чтобы трубить в фанфары перед миром. С этой целью для восстановления внутренних фресок были приглашены специалисты из Европы, которые, по мнению наших местных специалистов, работали очень грамотно. Однако мы не должны упускать случай, а всегда говорить им о тех церквях, которые были восстановлены безобразно»,– отметил Карапетян.
Эксперт затронул и вопрос участия армян в литургии в церкви Сурб Хач 19 сентября, сделав очень жесткое заявление: «Как могут отпрыски нации, пришедшей из Алтая, уничтожившей наших предков, совершившей Геноцид, приглашать внуков тех, кто чудом спасся, и говорить им: «Миллион разрушили, один восстановили, приходите, радуйтесь», а Константинопольскому патриарху-полурабу говорить, что он должен провести литургию?! Если мы должны собраться на нашей родине по какому-либо поводу, то день и время должны устанавливать мы. Нас хотя бы спросили, когда устанавливали день литургии? И еще заявляют, что времени не хватает для установки креста. Разве день и час устанавливали мы?.. И даже если крест будет установлен, то мы не должны быть там, поскольку мы сами должны устанавливать время встречи в нашем доме. Это же не Дейр-эз-Зор, чтобы в сопровождении всего трех турецких полицейских идти на заклание. Нас никто не заставляет ехать и принимать участие в фарсе, организованном теми, кто владеет нашей страной путем осуществления Геноцида…»
Подготовила Эгине Манукян