Каждый раз после распространения слухов о возможном повышении цен на газ в Армении начинается истерия. Немногие принимают во внимание тот факт, что ради дешевого газа мы иногда идем на политические уступки нашему стратегическому партнеру. В конце концов, Россия не сырьевой придаток Армении, а в нашем национальном мышлении становится традиционным ожидание вечно дешевого газа. Конечно, подорожание газа имеет ряд социальных и экономических отрицательных последствий, но они не смертельны. За счет дешевого газа Армения газифицирована почти на 99%, опережая очень многие развитые европейские страны. Однако в условиях дорогого газа, энергетический баланс постепенно начинает меняться в пользу электроэнергии, о чем свидетельствует сокращение объемов потребления газа и увеличение производства электроэнергии. Принимая во внимание тот факт, что в Армении большими темпами развивается гидроэнергетика, а в двух больших тепловых станциях осуществлен ряд серьезных технологических изменений, можно надеяться, что, в любом случае, увеличение цены на электроэнергию значительно уступит ценам на газ.
Это, как минимум, до строительства новой атомной станции, которая будет вырабатывать дорогую электроэнергию. Отметим, что правительство намерено компенсировать затраты на строительство атомной станции в течении 20 лет, а это возможно только в том случае, если выработанную атомной станцией электроэнергию будут продавать $0,25 за кВт, или по нынешнему обменному курсу 92 драмов. Но этого ждать еще несколько лет, так как по самым оптимистичным прогнозам новая атомная станция не будет построена раньше 2016 г.
Создается впечатление, что правительство Армении заинтересовано в повышении цен на газ. Ведь в структуре таксы 16,7% — это налог на добавленную стоимость, который идет в госбюджет. Только в 2010 г. за счет увеличения стоимости газа правительство получило дополнительные 5 млрд. драмов ($13,5 млн.) прибыли, однако выделило на повышение индексации пенсий и пособий только 3,2 млрд. драмов ($8,6 млн.). Из-за цен на газ несет ущерб экономика, особенно те отрасли, где газ по себестоимости является главным составляющим: в производстве цемента, в хлебном производстве, в тепличном хозяйстве. Но здесь есть один очень важный нюанс: экономика, в первую очередь, страдает из-за технической отсталости, и уже во вторую очередь- из-за подорожания газа. Например, в Армении цемент производится по старым, советским технологиям (так называемое мокрое производство). Между тем, весь мир сегодня перешел на сухое производство цемента, где расход газа меньше в три раза. Отсталость технологий, а не цена газа, подрывает конкурентоспособность армянской промышленности. Возможно, подорожание энергоносителей в какой то мере вынудит наши хозяйствующие субъекты применять более современные и экономные технологии.
Самвел Авагян