Лидер парламентской партии «Процветающая Армения» — части коалиции власти Армении — Гагик Царукян любезно согласился ответить на вопросы NEWS.am.
Г-н Царукян, Как Вы оцениваете уходящий политический год, какими были основные достижения и упущения 2009 года?
2009-ый год для партии «Процветающая Армения» в плане политической повестки был довольно насыщенным. В начале года был созван очередной 4-ый съезд нашей партии, в работе которого в статусе приглашенных приняли участие представители крупных политических сил Армении, как и наших политических партнеров из-за рубежа. Съезд наметил новую стратегию партии на предстоящие два года, основными направлениями которой были декларированы повышение эффективности партийного строительства, омоложение партии и политический стиль активного участия в социально-политической жизни страны. В продолжение всего 2009-го года мы последовательно осуществляли этот курс.
2009-ый год для политических сил Армении стал неким пробным камнем и в плане выборов Совета старейшин Еревана, на которых приняла участие со своим партийным списком и «Процветающая Армения». Должен отметить, что мы значительно улучшили свои позиции в столице. Партия на этих выборах собрала голоса почти 23% избирателей. Сегодня в Совете старейшин Еревана 17-ю мандатами ППА сформирована отдельная фракция. Всего за два года мы в столице смогли улучшить свои позиции на 8%, тогда как действующие на политическом поле Армении очень многие партии с большим стажем политической деятельности не смогли одолеть предусмотренный законом 7 – процентный барьер.
В то же время, должен отметить, что столичные выборы выявили ряд организационных недостатков, которые, надеюсь, скорейшим образом будут исправлены – в грядущих выборах мы будем участвовать более организованно, в стремлении добиться более высоких результатов.
В плане межпартийного сотрудничества год был также насыщенным. Делегация нашей партии приняла участие в работе съездов партий – партнеров ППА: Республиканской партии Армении, партии «Оринац еркир», Партии регионов Украины, всероссийской партии «Единая Россия». В течение года были также прочие взаимные визиты. Полагаю, что год в общем целом был положительным в деятельности нашей партии.
Вообще, для меня трудно давать оценку деятельности партии, которую сам и возглавляю, поскольку в таком случае трудно избежать субъективных оценок. Однако одно очевидно: я могу с уверенностью сказать, что рейтинг партии «Процветающая Армения» неуклонно растет. По моему глубокому убеждению, рейтинг еще не достиг своего апогея. Самое главное, народ нам доверяет, с нами связывает надежды – мы все должны сделать, чтобы всегда оправдывали эту надежду и веру.
Как говорится, прогнозы — дело неблагодарное, тем не менее, какими будут Ваши прогнозы на 2010-ый год?
2010-ый год, по моему глубокому убеждению, будет тяжелым, годом упорного труда. Чтобы смогли восстановить, оздоровить нашу экономику, необходимо совместить усилия государства, общества и бизнес-среды. Только в этом случае можно быстро преодолеть губительную волну мирового финансово-экономического кризиса. И при всех обстоятельствах нельзя забывать также, что мы находимся на стадии неразрешенного конфликта с Азербайджаном – экономическое соперничество может сыграть решающую роль. Экономика требует существенных структурных содержательных перемен. Свободная конкуренция, равные правила игры для всех, ликвидация монополий, облегчение налогового бремени для малого бизнеса, существенное уменьшение протекционизма – это единственная и верная дорога к здоровой экономике.
Г-н Царукян, обсуждался ли вопрос участия возглавляемой Вами партии на парламентских выборах 2012-го года?
В целом мы разделяем ту точку зрения, что выборы начинаются на следующий день после предыдущих выборов. А в этом плане любая партия должна быть готова в любой момент включиться в политическую борьбу. До общегосударственных выборов 2012-года еще есть время. Мы готовимся использовать этот период для уточнения внутренней организационной структуры партии, повышения уровня межфункциональных взаимоотношений разных ее звеньев. Надеюсь, что к 2012-му году мы будем готовы вовлечься в процесс выборов.
Г-н Царукян, каковы Ваши взаимоотношения с Республиканской партией Армении? И как Вы считаете, нужна ли коалиция вообще?
Коалиционные обязательства вместе с Республиканской партией и другими партнерами мы взяли на себя после парламентских выборов 2007-го года и президентских 2008-го года, ставя целью гарантировать поступательное развитие Армении, преодолеть в обществе атмосферу недоверия. Полагаю, эти превалирующие принципы для нас и сегодня приоритетны – в рамках коалиционного соглашения мы и сегодня активно сотрудничаем с остальными нашими партнерами. Кроме того, отмечу, что в программах коалиционного правительства нашли место основные стержневые положения нашей предвыборной программы, что послужило серьезной основой для нашего вхождения в состав коалиции.
Вообще должен отметить, что политическая коалиция – работающий здоровый живой организм. И не обязательно, чтобы все вопросы принимались там единогласно. Мы всегда представляли нашу принципиальную позицию по поводу всех тех вопросов, по которым имели особое мнение. В коалиции царит нормальная рабочая деловая обстановка. Мы представляем наши собственные позиции по поводу шагов, предпринимаемых правительством, законодательным путем содействуем созвучным нашим программам инициативам, в то же время принципиальны в тех вопросах, в которых имеем свою позицию.
Партия «Процветающая Армения» сегодня играет серьезную роль в политической жизни страны и готова взять на себя более серьезную ответственность в процессе политического управления страной.
Как Вы оцениваете год с экономической точки зрения, какие у Вас ожидания в этом плане от 2010-го года?
В экономическом плане год был очень тяжелым для Армении. Естественно, мировой финансово-экономический кризис повлиял и на производителей нашей страны, особенно работающих на местном рынке. Считающиеся для армянских рынков традиционными, многие рынки сегодня в кризисе, по этой-то причине объемы экспорта сократились. Однако не вижу причин для паники. Пробуем активизировать наши связи на пространстве СНГ, восточноевропейских стран, развивающегося в широком темпе китайского рынка. Вместе с тем, как предприниматель, для себя определил один принцип: как бы финансово-экономический кризис долго ни длился, как бы тяжело ни проявлял себя, буду делать все, чтобы на принадлежащих мне предприятиях сокращения кадров не было. Это — груз социальной ответственности, который, полагаю, каждый предприниматель должен в определенной степени нести на своих плечах, поскольку не только о прибыли надо думать – не следует весь груз взваливать на государство. Сегодня на принадлежащих мне предприятиях трудоустроено более чем 20000 человек. Массовые сокращения могут весьма тяжело отразиться как на семьях, так и на государстве. Одно ясно, сидеть, сложа руки, и ждать, когда кончится этот кризис, неприемлемо. Преодоление последствий финансово-экономического кризиса требует напряжения сил. И лишь объединенными усилиями государства, общества, бизнес-среды возможно быстро выйти из создавшегося положения. Государство — в свою очередь, деловой мир нашей страны – в свою, должны сделать все, чтобы кризис минимально отразился на нашем народе.
Обратимся к внешней политике. Как Вы оцениваете ситуацию вокруг переговоров по урегулированию карабахского конфликта и армяно-турецких протоколов?
Наша партия многократно заявляла, что в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта считает важными три основных принципа: первый – Нагорно-Карабахская Республика не может быть частью Азербайджана. Народ НКР в результате освободительной борьбы реализовал свое право на самоопределение и создал свое независимое государство, почему и конечной целью урегулирования нагорно-карабахскогь кризиса должно стать международное признание Арцаха. Второй – НКР и Республика Армения должны иметь сухопутную границу, так как эта граница и связь с Арменией – основные гарантии безопасности НКР. И третий – население Карабаха должно получить международные гарантии своей безопасности. Народ Арцаха должен иметь право безопасно жить и созидать в своей собственной стране. Что же касается последних развитий в переговорном процессе, то логика этого процесса должна привести к вовлечению представителей властей НКР в переговорный процесс. Без участия НКР ее судьба не может определиться.
Что же касается урегулирования армяно-турецких отношений… Мне несколько раз представлялся повод обратиться к этому вопросу. Понимаю большое внимание в обществе к данной проблеме. Конечно, какими бы подробными ни были разъяснения, тем не менее, недоверие к этой теме и обсуждения будут наличествовать постоянно.
Безусловно, я, как руководитель одной из ведущих политических сил республики, постоянно держу в центре внимания проблему – в курсе всех развитий. ППА однозначно выступает за установление двусторонних отношений, открытые границы, нормальные экономические, культурные, почему нет, межчеловеческие отношения с Турцией. Это по большому счету безальтернативный подход. Я понимаю также и подтекст вопроса: есть ли озабоченность? – Конечно, есть. Но, уверен, истинная озабоченность не в подписанных протоколах. Надо быть искренними – протоколы в себе не содержат какого –либо опасного постулата. Надо быть более осторожными к постпротокольным развитиям. Нас беспокоит то обстоятельство, что власти Турции под разными предлогами откладывают ратификацию армяно-турецких протоколов и не спешат осуществлять практические шаги по установлению дипломатических отношений. Нас не может не беспокоить, в частности, то обстоятельство, что турецкие власти процесс урегулирования армяно-турецких отношений в разных заявлениях для разных аудиторий пытаются связать с прогрессом в процессе урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Это для нас, естественно, неприемлемо, и в этом смысле политико-дипломатический потенциал нашей страны должен быть готов противостоять любым подобным развитиям. Позиция нашей партии ясна: в тот момент, когда Турция в процессе диалога, переговоров с армянской стороной заговорит о каких-то предусловиях, для нас вопрос установления нормальных отношений с Турцией станет считаться закрытым. Да, мы готовы установить нормальные отношения с нашими соседями, но, понятно, что это не может быть за счет наших государственных, национальных интересов, не может быть за счет международного признания Геноцида армян и проблемы Нагорного Карабаха.